pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

"Анна Ахматова. Поэма без героя", реж. Кирилл Серебренников, Гоголь-центр

 

Алла Демидова играет Анну Ахматову так, словно отвечает перед своим временем за весь Серебряный век. И имеет на это право через систему рукопожатий: Ахматова - Бродский - Демидова. Личное присутствие и хранение ключей. Если "Бог сохраняет все", то я, актриса, стану инструментом этого сохранения, архивариусом, протягивающим нить. Фраза Deus conservat omnia была на фронтонах домов, с которыми сводила Ахматову судьба. Для постановщиков сегодняшнего спектакля латинская фраза как ориентир и главный визуальный образ - неоновые буквы на заднике. Это гвоздевая строка, "каменное слово". Надевая на себя маску античной героини, белое лицо, не способное скрыть взволнованный голос актрисы, ее живые интонации с фирменным жужжанием, Демидова оказывается чревовещательницей, восстанавливающей de profundis связь с потерянной эпохой (в первой части спектакля актриса восседает за поставленным вертикально круглым столом спиритов). Серебряный век требует раскопок, реконструкций, постоянно требует зашивать разрыв между нами сегодня и этим прощальным сиянием (античной) красоты перед "настоящим XX веком". Настоящий российский XX век сделал Серебряный монументальной классикой, опрокинул его (века) статуи, разорвал традицию. И Алла Демидова играет так, словно умеет и чувствует свое право сшивать разорванную материю. Актриса теперь осталась одна из своего славного поколения, как и когда-то осталась одна Ахматова. Старинную золотую арфу освобождают от деревянного костюма, как статую Летнего сада после зимы, и она становится электроарфой нашего века в руках дивного музыканта Александра Болдачёва. Русский модерн стал классикой, но голос его - как поверочное слово сегодня.
Демидова завершает спектакль "громыханием черных марусь". Это звучит остро. Во-первых, потому, что читает Демидова этот текст как гомеровский эпос, где "черные маруси" не меньше чем эринии. А, во-вторых, потому что боль гекатомбы российского народа сегодня особенно остра, в эпоху реваншизма. Демидова читает Реквием таким образом, что становится ясно, что стоит верить только этому голосу "из глубины", человеческому свидетельству народного горя, слышимого через индивидуальную судьбу крупного поэта. А поэт всегда рано или поздно побеждает политиков.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment