pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Обещанный отзыв о "Театре 19"

Во-первых, пишу текст о Харьковском феномене. Считаю опыт стихийного открытия свободной площадки в нестоличном городе показательным прецедентом: как легко, как просто возбудить альтернативное негосударственное театральное движение в отдельно взятом городе, разрушив монополию репертуарного театра на искусство.

Во-вторых, надо сказать, что наряду с "Новой сценой" Николая Осипова и "Котелком" Владимира Гориславца "Театр 19" Игоря Ладенко - одна из достопримечательностей Харькова. В сущности перед нами три полноценных равноправных театра, находящихся в незлобной конкуренции друг с другом. С Игорем Ладенко мы провели бок-о-бок два года в Центра им. Мейерхольда - в беспрерывном общении и разговорах об искусстве. Магистратура пошла Игорю на пользу: его старые спектакли смотрятся студенческими этюдами на фоне его поздних работ. Пришло режиссерское мастерство, умение растворяться в артистах и выстраивать чистую ансамблевую игру.
Его театр - актерский, неинтерпретационный, нетенденциозный. Он не режиссер идей, он режиссер, верящий в разбор пьесы как в библию театра. Наверное, поэтому делает спектакли не так часто, как хотелось бы всем. Режиссер, настроенный на самоликвидацию в работе, растворяющийся в артистах. Это вещи безусловно позитивные: перед нами ансамблевый театр, где меня буквально потряс премьер труппы Олег Дидык - актер крепкий, ядреный, могучий, мужской, силовой, богатырского темперамента, Сергей Бабкин - тонкий, изящный лирический герой, где интересно работают Сергей Савлук, Юрий Николаенко и Сергей Листунов, Наталья Иванская и Мария Бессчетникова.
Мы проговорили несколько часов, очень подробно с труппой о трех спектаклях - "Павле I", "Чмо" и "Дверях". Подробности опустим для статей и рецензий, в целом это отличные, крепкие работы - серьезные, полноценные, готовые для выездов и фестивалей. Мне кажется, что сегодня главный недостаток в общем очень достойном театре - это известная линейность театра Игоря Ладенко. Его режиссерская логика всегда совпадает с логикой сюжета. "Театр 19" - театр сюжетный, повествующий, не ломающий структуры текста. Мне кажется, в качестве эксперимента было бы интересно с артистами сыграть в невербальный театр, театр этюдный, дискретный, бессюжетный, может быть, поэтический. Кстати, в том же "Павле I" в самом начале у Олега Дидыка есть такие голосовые модуляции, где текст, кажется, перетекает в литургическую драму - хочется, что "Театр 19" освоил более сложную технологию нелитературного театра.

В общем, в Харьков надо ездить за театром. Они молодцы, что перехватили инициативу у всего украинского театра, сегодня невероятно бедного на театральные события, пока выработавшего слишком малое число пассионариев и двигателей нового искусства. Все только начинается.

А еще - я жил в квартире Сергея Бабкина. И спал на его кровати. И трогал его гитары. И смотрел его видеомагнитофон. Может ли быть что-то более счастливое... Девчонки, завидуйте.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments