pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Арлекин против Панталоне

Многие классические комедии построены на такой линии поведения: свежая, задорная, любящая молодежь сплачивается, чтобы одурачивать сварливых, скупых и глупых стариков. Причем средство одурачивания однозначное: веселье, задор, артистизм, т.е. средства театра, переодевания, перевоплощения, многоэтажное враньё, шантажи, интриги. В достаточно циничной и откровенной манере молодежь заставляет стариков понять, что пора уступать место, время не ждет, любовь должна разрушать мёртвый закон. Пространство молодых - любовь, энергия растраты; пространство стариков - закон, энергия сохранения.

Так написаны многие комедии Мольера, так написаны комедии Шекспира (то же "Укрощение строптивой", "Двенадцатая ночь" и даже трагедии - "Ромео и Джульетта"), так у Бомарше и Реньяра, то же у Гольдони ("Слуга двух господ") и так далее. Это наследие комедии дель арте, где Бригелла и Арлекин одурачивают напыщенных и тупых стариков Панталоне и Доктора. Те же темы присутствуют и у Плавта, и в древнеримских народных комедиях, и уж тем более в народном средневековом фарсе, где старики всегда остаются в дураках. Причем ни герои этих пьес, ни авторы их никогда не скрывают этих мотивов своих действий: все в достаточной мере откровенно.

В русской классической драматургии эта тема отсутствует, а если и звучит, то в трагической ситуации ("Гроза", например).

В нашем патриархальном и геронтофильском обществе, во многом феодальном и восточном, где царит треугольная иерархия, где общество возглавляют аксакалы и начальство - это всё и всё ради начальства, тема циничного торжества молодости над старостью, смертью не могла прозвучать в полной мере. Не одна ли это из многих причин, по которым трагическая и драматическая интонация доминировала над комедийным началом в русском театре, а русскому актеру в свою очередь так не просто всегда взять легкую, волшебную, комедийную интонацию Мольера или Бомарше?

Subscribe

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • (no subject)

    Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…

  • Лавр и Красный вольфрам

    Рассказываю на канале "Культура" о спектаклях: - “Лавр” по роману Евгения Водолазкина, режиссер Эдуард Бояков, МХАТ им. М. Горького - “Красный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • (no subject)

    Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…

  • Лавр и Красный вольфрам

    Рассказываю на канале "Культура" о спектаклях: - “Лавр” по роману Евгения Водолазкина, режиссер Эдуард Бояков, МХАТ им. М. Горького - “Красный…