Многие классические комедии построены на такой линии поведения: свежая, задорная, любящая молодежь сплачивается, чтобы одурачивать сварливых, скупых и глупых стариков. Причем средство одурачивания однозначное: веселье, задор, артистизм, т.е. средства театра, переодевания, перевоплощения, многоэтажное враньё, шантажи, интриги. В достаточно циничной и откровенной манере молодежь заставляет стариков понять, что пора уступать место, время не ждет, любовь должна разрушать мёртвый закон. Пространство молодых - любовь, энергия растраты; пространство стариков - закон, энергия сохранения.
Так написаны многие комедии Мольера, так написаны комедии Шекспира (то же "Укрощение строптивой", "Двенадцатая ночь" и даже трагедии - "Ромео и Джульетта"), так у Бомарше и Реньяра, то же у Гольдони ("Слуга двух господ") и так далее. Это наследие комедии дель арте, где Бригелла и Арлекин одурачивают напыщенных и тупых стариков Панталоне и Доктора. Те же темы присутствуют и у Плавта, и в древнеримских народных комедиях, и уж тем более в народном средневековом фарсе, где старики всегда остаются в дураках. Причем ни герои этих пьес, ни авторы их никогда не скрывают этих мотивов своих действий: все в достаточной мере откровенно.
В русской классической драматургии эта тема отсутствует, а если и звучит, то в трагической ситуации ("Гроза", например).
В нашем патриархальном и геронтофильском обществе, во многом феодальном и восточном, где царит треугольная иерархия, где общество возглавляют аксакалы и начальство - это всё и всё ради начальства, тема циничного торжества молодости над старостью, смертью не могла прозвучать в полной мере. Не одна ли это из многих причин, по которым трагическая и драматическая интонация доминировала над комедийным началом в русском театре, а русскому актеру в свою очередь так не просто всегда взять легкую, волшебную, комедийную интонацию Мольера или Бомарше?
Арлекин против Панталоне
-
Старт Ап
В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…
-
(no subject)
Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…
-
Лавр и Красный вольфрам
Рассказываю на канале "Культура" о спектаклях: - “Лавр” по роману Евгения Водолазкина, режиссер Эдуард Бояков, МХАТ им. М. Горького - “Красный…
- Post a new comment
- 30 comments
- Post a new comment
- 30 comments
-
Старт Ап
В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…
-
(no subject)
Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…
-
Лавр и Красный вольфрам
Рассказываю на канале "Культура" о спектаклях: - “Лавр” по роману Евгения Водолазкина, режиссер Эдуард Бояков, МХАТ им. М. Горького - “Красный…