pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Алексей Девотченко в "Записках сумасшедшего", ТЮЗ

Алексей aldevot Девотченко сегодня блистательно сыграл премьеру в МТЮЗе. Твердо, тонко, уверенно, как большой мастер. На сцене агрессивно и злобно, в постоянном физическом беспокойстве проживает артист духовное терзание плебея Поприщина. Артист был часто на авансцене, находятся почти в "слепом" контакте с партером. Я смотрел на лицо человека оскорбленного и чем-то на время, а может и навсегда, надолго разбужденного, как медведя-шатуна, которому не суждено заснуть до весны. Бессонное, сомнамбулическое состояние, взведённое, фонтанирующее состояние духа. Перекошенное, мучающееся лицо, маска подвижного, отзывчивого, пылающего сознания и составили для меня основное содержание спектакля. Я видел совершенно изможденное лицо страдающего существа. Лицо мученика. Лицо несвятого святого. Сюжет Гоголя Алексей Девотченко превращает в непрерывную нить мысли. Артист Девотченко - мученик мысли, но мысли неоформившейся, кипячёной.
Дай бог, чтобы диалог с выдающимся режиссером Гинкасом продолжился и артист бы снова обрел дом. Русский театр в долгу перед Алексеем Девотченко на самом деле. Он должен играть чем больше, тем лучше. Именно сегодня, именно сейчас.
Но Кама Гинкас устал - усталость мастера чувствуется в этой работе. Много давно отработанных ходов, прежде всего, декорация Бархина и "ковёрные": всё это видено-перевидено. Гинкас (пока) предложил артисту рамки, рисунок роли, в котором Девотченко явно тесно. Мне кажется, пока еще не найдена тема спектакля. Зачем, почему сегодня это звучит, должно звучать. Почему именно Алексей Девотченко, артист с гражданской позицией и судьбой, биографией, играет эту роль сегодня. Девотченко пока тесно просто иллюстрировать текст Гоголя.
Но есть что-то всё-таки, пусть пока не так громко. На самом деле, очень значимо звучит тема: "Почему я - титулярный советник?" Тема личности и мундира. Можно ли оставаться личностью в мундире и может ли в нашем обществе оставаться личностью человек без мундира. Имеет ли право на жизнь тот, кому мундира не досталось. Не должен ли он извиняться за то, что живёт? И еще замечательно Девотченко делает паузу: "С недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть......... такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал..." Сумасшедший, юродивый, обожженный начинает видеть и слышать заново, в правильном свете. Потом очень здорово звучит тема (через ворох газет и вырезки из глянцевых журналов) вот этой вот жизни, которая проходит мимо большинства, той жизни, от которой большинству ничего не достанется, кроме этих вырезок. То есть, оно и не надо, разумеется, но важно уже, что униженный и оскорбленный все равно чувствует себя "обнесённым". "Обнесённым" во всех смыслах этого слова. Даже в религиозном смысле слова: обнесённый благодатью. Жизнь, яркая и могучая, проходит стороной, и праздник где-то там, только эхом к нам обратился. Этот спектакль, кажется, о том, в какоё подполье мы навсегда загнаны, оторваны от радости бытия, которое где-то витает над нашим жёлтым бункером.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments