pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Володин и производственная драма

Производственная драма - официальный жанр советского театра, порожденный "сверху" как социальный заказ. В этом жанре были написаны как рядовые, заурядные тексты, так и подлинные шедевры современной драматургии (например, совершенная по драматургической композиции пьеса Александра Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся"). В каком-то смысле как производственную драму можно анализировать и воспринимать сериал "Семнадцать мгновений весны".
Интересно, как преобразует установившийся жанр Александр Володин в пьесе "Назначение". Он не сопротивляется очевидности, не восстает против навязанного публицистического канона. Не диссидентствует. Соблюдая законы построения производственной пьесы, драматург словно бы взрывает структуру изнутри, одновременно создавая и текст по канону, и глубоко, глубинно пародийный дискурс по отношению к шаблону. Володин словно бы впрыскивает гормоны человечности под кожу (а скорее кожезаменитель) канона, под каркас композиции. Там, где у производственников, - механизм и технология, у Володина - бурная эмоциональность со знаком минус. Там, где Гельман видит притирку производственных сил, Володин видит усталость и изможденность человеческой души. Володин по сути доказывает, что даже идеальную организацию, идеальную структуру может разрушить герой, живущий по законам литературы (а значит, мучающийся, нестабильный, с мерцающим настроением). В ситуацию "производственной драмы" попадает (заводится как моль) гамлетизированный протоганист, расшатывающий систему, сообщающий ей свои черты, не способный окраситься под цвет стен, стать её (системы) частью. Это и позволяет назвать "Назначение" тонкой, умной пародией на жанр производственной драмы - драмой, в которой человек разрушает любую идею производства. Так, бессмысленный в своём бунте луддит крушит и калечит станок, осознавая крах идеи ручного труда и собственную гибельность при любом исходе рейда против машин.



В этой связи было бы интересно, чтобы кто-нибудь умный и тонкий попытался бы создать по такой же схеме антивербатимную пьесу, пародию на документальный театр, где драматург разрушил бы стереотипную структуру, а сам герой-прототип показал бы "невозможность" вербатима как такового. Это, кстати, есть немножко в пьесе Пряжко "Хозяин кофейни", где герой-драматург сознается в неспособности изобразить "цельную натуру", потому что "цельный человек" не нуждается в самовыражении, в наглядной самоидентификации, и поэтому неуловим для наблюдателя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments