pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Горки 10", реж. Дмитрий Крымов, Школа драматического искусства

Крымовские спектакли все более радикальны, перверсивны и мизантропичны, но все более и более непостижимы. Смотреть надо непременно бежать. Во-первых, прекрасный театр художника. Во-вторых, игра Марии Смольниковой как всегда вызывает бурю восторга: актриса из вчерашней дебютантки превращается в настоящую театральную звезду, у которой здесь - полдюжины прекрасно сыгранных ролей. В-третьих, таким театром более никто не занимается - алогичным бурлеском, приобретшим лоск трагического кабаре. Хотя именно в "Горках" есть очень много коннотаций к "Лиру" Богомолова и к "Зимней войне" Кристиана Смедса (расстрел культуры в финале - просто оттуда; только у финнов умирала Мумми-мама, а у Крымова советские и несоветские мультипликационные персонажи). Крымов дает три эпохи из жизни русского театра и русской истории. Сцена с Забелиным из "Кремлевских курантов", сыгранная три раза, где образ Ленина все более и более мельчится, пока вождь не превращается в писклявого, питюкающего пигмея с женскими кулачками, которого засасывает белое кресло. Засушенная Крупская, Дзержинский-кентавр, зеленая лампа и Забелин - реинкарнация теле-Малахова с концептом уринотерапии. Гениальная шутка про карту России, которой Ленин накрывает всех присутствующих как саваном с письменами, которые сам разобрать не может. Затем "А зори" Бориса Васильева, где жуткий Васков с признаками вырождения на лице ведет свой кукольный женский батальон (героинь исполняют четыре куклы и одна вочеловечившаяся Осянина) на верную смерть в оперной красоты лесу и зарывает их, принеся в жертву неизвестно ради чего. Третий сюжет - розовские мальчики, где в шумный день Олег (он же бывший Васков) картинно рубит стол и нехитрую посуду. Вся эта театральщина высмеивается простой зрительницей подшофе (бенефисный выход поразительно документальной, вызывающей и смех и слезы Смольниковой), у которого актеры украли кошелек. Так, очевидно, реализуется метафора истории, брошенной в очаг культуры, заболтанной, оболганной стереотипным изображением в зеркале сцены. Просто как по Розанову: "Зрелище Руси окончено. С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес. — Представление окончилось. Публика встала. — Пора надевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось.". Далее следует расстрел труппы и пришедшего к ней на помощь целого войска мультипликационных персонажей.

Как это всё понимать и разбирать - я не понимаю) Но смотреть этот безответственный, дико талантливый и самоироничный комикс про никак не отпускающее нас прошлое бесконечно интересно.
Subscribe

  • Шоу, Брехт, Сартр и Ионеско

    Вышла интересная книга в издательстве «Библиороссика» - перевод монографии 2013 года Марго Морган «Политика и театр в Европе XX века». Сразу скажу,…

  • "Полифония мира", реж. Кама Гинкас, 2001

    Отрадно, что этот спектакль есть на видео. Это «Полифония мира» - одно из самых мощных действий, сделанных к Театральной Олимпиаде в Москве в…

  • Метафизика Спасского собора

    Историк и краевед, знаток храмостроения Александр Ракитин рассказывает в лекциях о метафизике Москвы. Современный облик Московского Кремля строится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments