pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Берлин и Варликовский

Последние несколько дней был в Берлине в актерской школе им. Эрнста Буша, где работает в том числе Остермайер. Были переговоры по поводу довольно большого фестиваля актерских школ, что будет в октябре в МХТ как часть большой программы к 150-летнему юбилею Станиславского. Очень хочется собрать на него действительно самые выдающиеся актерские школы мира, уникальные мастер-классы и лекции, поговорить о судьбе актерского образования "после Станиславского". Смотрел несколько дипломных спектаклей третьекурсников. Три вещи изумили. Площадка у студентов - позавидует любой театр: полный трансфомер-куб, похожий на Малую сцену МХТ. Второе: студенты существуют в среде, приближенной к кодексу "немецкого театра", то есть дипломные спектакли готовят их к той реальности, которую они встретят на выходе из института. Я подумал о том, что все-таки в России в педагогической среде позиция, близкая к перфекционизму, идеализму образования: мы, мол, тут чистым, идеальным театром позанимается, а то вы потом пойдете в театр, и он вас развратит. Мне кажется, что российское театральное образование все-таки грешит этими стереотипами. Театроведческое, кстати, тоже - не преподаются же у нас навыки, не знаю, пиара и раскрутки театральных проектов. И тексты студенты пишут по полтора авторских листа - то, что сегодня разве что в блоге можно опубликовать. Образование - Касталия, не Вавилон, и зазор между завышенными требованиями школы и реальностью - гигантский. Европейское образование здесь как раз дает фору: обучает театру конкретному, вот такому, какой он есть у Остермайера и Марталера, Касторфа и Симонса. Не для штабной работы обучают, для солдатской. И, последнее, репертуар: он разнообразный. Редко в наших вузах встретишь современный материал (даже Петрушевская - редкость), редко не-пьесу, редко нечто выходящее из круга традиционной культурной памяти. А тут я видел работы, сюжетов которых я не знал (о, эта специфическая театроведческая радость!), - это все волнует. Например, совершенно не известная даже в Германии пьеса Шиммельпфеннига игралась студентами.

В последний день застал одно из важнейших событий фестиваля F.I.N.D. в Шаубюне ам Ленинер платц (куда приезжал, кстати, московский проект главы театра - "Фрёкен Жюли", и лицо Евгения Миронова было одним из public image фестиваля). Но видел я следующий проект - свежий польский спектакль Кшиштофа Варликовского "Африканские истории". Посмотрел только первые две части из-за необходимости бежать на самолет. Спектакль идет пять часов и объединяет "Венецианского купца", "Короля Лира" и "Отелло" и некие куски из, как обычно в последних спектаклях Кшиштофа, Кутзее. Причем Шейлока, Лира и Отелло играет один очень сильный артист Адам Ференци. Не могу сказать, что мне понравилось (хотя текста я не понимал, а там какие-то значительные измения в Шекспире - адвокатша Антонио, Дездемона и Корделия, например, произносят какой-то современный монолог с одним и тем же рефреном). У Варликовского дочери у Лира чудесные: очень пожилая, пожилая и средних лет женщина; ну в самом деле, если Лир - седой мафусаил, какого же у него должны быть возраста дочери? Шейлок - мясник, умело управляющийся с многофунтовым шматком телятины. Есть очень важный мотив - парализующего страха, фобий, всяческих ксенофских настроений, которые служат мотивацией для неблаговидных человеческих поступков. Страх - как главная причина зла в мире.  Дездемона, например, гибнет не от рук Шейлока, а из-за страшного сна, где ее убивают какие-то окровавленные африканцы. Или, когда Шейлоку совсм плохо, к нему приходят два трансвестита со свиными рылами и начинают трахаться на его молитвенном столе, а еще крыса в облачении иудейского священника. Сцена вырезания фунта мяса у Антонио сделана очень виртуозно с намеком на историю Авраама и Исаака, где адвокат(ша) - это ангел, меняющий сына на овечку. Затем авдокат(ша) возвращается домой и жрет, давясь, фунт свежего мясного фарша, словно бы и не замечая разницы, чью плоть поедает человек-хищник. Отелло намазан гуталином, и это откровенно комедийный прием. Пьяная Дездемона изображает в отсутствии Отелло мужа как африканскую обезьяну-дикаря, Отелло это видит - как цивилизованное общество на самом деле относится к чужакам. Антонио и Бассанио - любовники, и Порция должна быть "прикрытием" для гомосексуальной парочки. То же самое и мотивация ненависти Яго (который любовник Кассио) - в нереализованной страсти к Отелло. Вот это как раз мне показалось избыточно-утомительным самодемонстрированием.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments