pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Премьера Маленького мирового театра. "Кругом возможна опера"



МАЛЕНЬКИЙ МИРОВОЙ ТЕАТР
на сцене Центра им. Мейерхольда

Пт 13 мая (в 19.00)
Сб 14 мая (в 19.00)

Стефан Андрусенко, Ксения Прасолова, Петр Аполлонов, ТПО "Композитор"

КРУГОМ ВОЗМОЖНА ОПЕРА
Три одноактные камерные оперы российских композиторов


Концепция, сценография, костюмы Анна Колейчук

Режиссеры
Наталия Анастасьева
Александр Пономарев

Играет ансамбль солистов "Студия новой музыки"

Дирижер Игорь Дронов

Поют Олег Рябец (мужское сопрано), Максим Анискин (баритон), Ольга Орловская (сопрано), Игорь Кочуров (бас), Татьяна Рягузова (сопрано), Александр Сычев (тенор), Венера Пахомова (альт), Ольга Сурикова (альт), Ирина Бурмацкая (альт)

Руководитель проекта
Марина Бьёрнсгорд

По заказу Маленького Мирового Театра три российских композитора Стефан Андрусенко, Ксения Прасолова и Петр Аполлонов сочинили одноактные камерные оперы. Эти сочинения объединяет единый состав инструментов в оркестре, общее сценографическое решение, а также единая драматургическая концепция. Сюжетами для сочинений композиторов станут произведения поэтов объединения реального искусства ОБЭРИУ. Наследники футуристов, разрушители старого языка, создатели нового языка и новых смыслов, поэты-обэриуты стремились к театральному воплощению своих идей и замыслов. Сочинения этих авторов были скорее формой устного, а не письменного выражения. Звучащее слово, новая оркестровка стиха, звуковая полифония - все эти идеи найдут свое воплощение в новом музыкальном проекте "Кругом возможна опера".
Сюжетами для сочинений российских композиторов стали пьесы "Мир" (1931?) и "Факт, теория и бог" (1930) Александра Введенского, "Искушение" (1927) Даниила Хармса, посвященное Казимиру Малевичу, и трагедия "Iордано Бруно" (1924) футуриста Игоря Терентьева.

Наталия Анастасьева, режиссер. В 1999 году окончила с красным дипломом режиссерское отделение факультета музыкального театра Российской академии театрального искусства (ГИТИС). По окончании обучения осталась на кафедре факультета музыкального театра. С 1999 по 2000 год преподавала режиссуру в мастерской Д.А. Бертмана - М.А. Ошеровского. С 1997 года по настоящее время работает в театре "Новая Опера". С августа 2001 года художественный руководитель и режиссер "Маленького мирового театра". Постановки: Карл Орф, комическая опера "Умница" в Камерном Музыкальном Театре п/р Б. Покровского (1997), музыкальный фарс "Нестрашный Суд" для фестиваля "Пушкин&Гете" (1999), опера "Дидона и Эней" Перселла в театре "Новая Опера" (1999), Г.Перселл - В.Шекспир "Буря" в ГКЗ им. П. Чайковского (2000), мелодрама Е. Фомина "Орфей" в Останкинском театре (2000), "Кокинсю ХХI" Л. Конова в oперном театре "Алеф" (2001), камерная опера Майкла Наймана "Человек, который принял свою жену за шляпу" (2003).

Александр Пономарев, режиссер. В 1981 году окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Маркова). С 1988 по 1993 год Пономарев работает в созданном им при "Творческих мастерских СТД" театре-студии "Чет-нечет". Здесь он поставил спектакли по произведениям писателей-авангардистов начала ХХ века: Велимира Хлебникова, Александра Введенского, Даниила Хармса и др. Работает актером в театре "Эрмитаж" с 1986 года. В 1999 году Пономарев поставил в Российском молодежном театре спектакль "Победа над Солнцем" (по пьесе Алексея Крученых), за который получил премию "Золотая Маска" в конкурсе "Новация". Здесь же были поставлены спектакли "Шаман и Снегурочка" по текстам Александра Островского и Велимира Хлебникова, "Великаны и козявки" (по Самуилу Маршаку, Корнею Чуковскому и текстам ОБЭРИУ) и "Таня" Алексея Арбузова. Выпустил 25 радио-спектаклей.

Стефан Андрусенко, композитор. Родился в 1958 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. П. Чайковского по классу теории музыки, затем по классу композиции и по классу симфонического дирижирования. В течение 15 лет работал в Российском молодежном театре музыкальным руководителем. Одновременно писал музыку к драматическим спектаклям в разных театрах Москвы и других городов России. Написал музыку к следующим произведениям: "Победа над солнцем" А. Крученых, футуристическая опера, реж. А. Пономарев (Российский молодежный театр, премия "Золотая Маска" 1998 г.), "Ёлка у Ивановых" А. Введенского, реж. А. Пономарева (Брно, Чехия, театр "Ха Дивадло" 1998г.), "Великаны и козявки", на стихи Хармса, Введенского, Чуковского, реж. А. Пономарев (Российский молодежный театр, 2000). Оперы: "Сцены из рыцарских времен" А.С.Пушкина, "Все" Д.Хармса, драматические сцены для хора без сопровождения. Автор музыки к спектаклям: "Карантин" (Театр на Покровке); "Горбун" (Театр им. Маяковского), "Последний вечер" (Вятка), "Береника", "Полианна" (Российский молодежный театр), "Одинокий лицедей", драматические сцены для аутентичного вокального секстета и ударных инструментов по произведениям В. Хлебникова; "Школа шутов" на тексты Ганса Сакса, реж. Н. Рощин (Центр им. Вс. Мейерхольда, 2002).

Ксения Прасолова, композитор. Родилась в 1970 году в Москве. В 1995 году окончила РАМ им. Гнесиных по классу композиции (проф. А.И. Головин), в 1997 году окончила ассистентуру-стажировку РАМ. Лауреат конкурса "Молодые композиторы России" (1993). Неоднократный участник фестиваля композиторов "Московская Осень". Произведения Ксении Прасоловой звучали со сцен Рахманиновского и Малого Залов МГК, Концертного зала им. Гнесиных, зала Института Искусствознания, музеев Глинки, Скрябина и др. Ее сочинения исполняли музыканты Александр Рудин, Яна Иванилова, Павел Ландо, Артем Варгафтик, Ансамбль солистов Большого Театра, оркестр театра Новая Опера, солисты РНО и др. Музыка Ксении Прасоловой записана на радио: вокальный цикл "Голубые облака", "Музыка для фортепиано, флейты и тромбона" ("Орфей", 1991). Издано Трио для фортепиано, скрипки и альта "Солнечные сны" ("Композитор", 1997). На протяжении нескольких лет Ксения Прасолова успешно сотрудничает с телекомпанией "Класс" (программа "Спокойной ночи, малыши" и др.) В 2003 году издательством "МедиаКнига" выпущены аудиокниги: И. Тургенев "Отцы и дети", "Прозаические произведения А. Пушкина" с музыкой Ксении Прасоловой. В этом же году на фирме звукозаписи "Boheme" записан компакт-диск "Modern Russian Works for Cello", включающий несколько ее сочинений. Преподаватель ГМУ им. Гнесиных.

Петр Аполлонов, композитор. Родился в 1975 году в Краснодаре. В 2000 году окончил Московскую консерваторию им. П. Чайковского по классу композиции (проф. А.С. Леман, проф. Л.Б. Бобылев). В 2002 году закончил аспирантуру Московской консерватории. С 1998 по 2000 гг. работал ведущим концертмейстером в театре "Новая Опера". Петр Аполлонов сделал ряд новых редакций, переложений и оркестровок для театра "Новая Опера" и Новосибирского театра оперы и балета. На протяжении нескольких лет сотрудничает с Краснодарским камерным женским хором. Сочинения Петра Аполлонова исполнялись на сценах Рахманиновского и Малого залов МГК. Студией Московской Консерватории записан вокальный цикл "Голоса" на стихи Рильке (2000). Принимал участие в театральных проектах: Моцарт "Похищение из Сераля", 2000 (реж. А. Парин), "Гадания на Моцарте", 2000 (реж. Е. Поспелова), "Мария Каллас. Мастер-класс", 2000, М. Найман "Человек, который принял свою жену за шляпу", 2003 (реж. Н. Анастасьева) и др. Петр Аполлонов ведет активную концертную деятельность в качестве концертмейстера. Работает с ведущими российскими вокалистами.

Анна Колейчук художник-постановщик. Окончила "Новый ВХУТЕМАС" и "Мастерскую Вячеслава Колейчука". Дизайнер, театральный художник. Член IFA (Международной федерации художников - профессионально-творческого союза художников и графиков). Как художник по костюмам работала в разных стилистических направлениях (фольклор, конструктивистская одежда 20-х гг., модерн, концептуальный костюм, одежда для шоу, структурный костюм, звуковой костюм). Реконструировала костюмы В. Степановой к спектаклю "Смерть Тарелкина" В. Мейерхольда и модели прозодежды 20-х гг. Авторские разработки нового направления "Светопроекционная одежда" и "Объект-одежда". С 1995 г. выступает как театральный художник. Спектакли: "Превращение" Ф. Кафки, реж. В. Фокин ("Сатирикон", 1995), "Месяц в деревне" И. Тургенева, реж. В. Агеев ("Дебют-центр"), "Не все коту масленица" А. Островского, реж. В. Шамиров (театр-студия "Человек"), "Победа над Солнцем" А. Крученых, реж. А. Пономарев (Российский молодежный театр), "Человек, который принял свою жену за шляпу" М. Наймана, реж. Н. Анастасьева и др. Видеоартом, видеоперформансом, пластическим и звуковым перформансом начала заниматься в 1997 году. Идея и концепция "Тотального театра В. Колейчука" - 1998 г. Авторские проекты в концепции "Тотальный театр" - "Пространственный коллаж" (1998), "Объект-оркестр" и "Супрематическая трапеза" (2000), "Брик. Про это" (2001), "Откровение чисел" (2002). Дизайн гала-концерта "Русский вечер" (1 международный фестиваль современной хореографии, Москва, 1999); дизайн концертов камерного ансамбля "Опус-пост" (концертный зал им. П. Чайковского, Москва, 2000; фестиваль современной музыки, Ереван, 2000) и гала-концерта "Бах-2000", Москва; дизайн концертных площадок фестиваля "Современное искусство и современные технологии" и "Джазового фестиваля" (Брянск, 2002); конструкция пространства "Фестивалей перформанса им. Казимира Севериновича Малевича" (Москва, 2000, 2001, 2002). Лауреат премии "Московские дебюты-95 ". Преподаватель-ассистент МАРХИ.

Жанр - современная опера
Продолжительность спектакля - 1 ч 50 минут

Художественный руководитель Центра ВАЛЕРИЙ ФОКИН
Заказ билетов по телефону 363 10 48
Справки по телефону 363 10 79, 363 10 43, 363 10 46
E-mail: rudnev@meyerhold.ru
Сайт: www.meyerhold.ru


Режиссерская экспликация Наталии Анастасьевой

Как часто в опере слово поющееся теряет свое значение, смысл его растворяется в конструкции музыкальной фразы - и вдруг возникают новые "нелепые" звукосочетания. А надуманные оперные сюжеты, алогичные поступки оперных персонажей, искусственные приемы актерской игры наталкивают на мысль, что перед нами театр абсурда. Только в опере воплощаются в полной мере замыслы поэтов-будетлян, футуристов и обэриутов о создании нового театра абстрактного места действия, нелепых на первый взгляд поступков, немотивированных ситуаций и заумных слов.
Первая попытка создания такой оперы стала эпохальным событием в развитии театрального искусства ХХ века - 90 лет назад была создана и поставлена опера "Победа над солнцем" (текст - Крученых, музыка - Матюшина, декорации и костюмы - Малевича). Сюжетом оперы стало космогоническое действо о разрушении старого мироздания - его пространства, времени, материальной весомости и логики. Эта постановка стала провозвестником нового на сцене - появилась беспредметная декорация, создающая абстрактное место действия.
Все выбранные нами для проекта "КРУГОМ ВОЗМОЖНА ОПЕРА" произведения имеют одно сходство - построение новой модели Мироздания. Эта новая модель будет воплощена в сценографическом решении спектакля. Старый мир разрушен и обессмыслен и взамен ему авторы предлагают нам новое мироустройство.
"Место людное. Время одинокое. Действие простое" - такая ремарка предваряет трагедию Игоря Терентьева "Iордано Бруно". Насмешка над аристотелевой Поэтикой, на первый взгляд неуместная в трагедии, сразу разрушает привычные установки и переносит нас в фантастическое, но в то же время реальное и конкретное пространство - космический балаган.
Оперы будут исполнены в один вечер с небольшими перерывами. Действие имеет трехчастную форму, в которой каждая из частей является самостоятельным оригинальным произведением. Перерывы между частями не будут традиционными антрактами. Это поле для звукового эксперимента, в котором электроника и приготовленные шумы, органично соединяясь с необычным звучанием живых инструментов, призваны создать особую атмосферу - у "посетителей вселенского балагана" должно родиться ощущение хрупкости мира. По нашему замыслу зритель должен почувствовать, как в щелях - зазорах между произведениями - гуляют сквозняки мироздания, а за тонкой оболочкой балагана ворочается океан времен. Каждая опера предстанет обособленно от других, но в то же время не будет выпадать из общей структуры действия. Расширение приемов и возможностей языка современного музыкального театра является одной из ключевых задач нашего эксперимента. Небольшой оркестр из десяти музыкантов (струнный, деревянный квартеты, пианист и ударник) разместится по окружности арены, актеры-певцы будут находиться внутри круга.
В первой части ("Искушение" Д. Хармса, посвященное Казимиру Малевичу, на музыку К. Прасоловой, постановка Наталии Анастасьевой) новый мир подвергается тщательному анализу: спектральному, микроскопическому, даже искусствоведческому. Проверяются законы новой перспективы, новой гравитации. Это произведение получилось наиболее "оперным", но оно все пронизано иронией. Сам жанр, выбранный Прасоловой (опера с танцами), относит нас к "Свадебке" Стравинского. Все персонажи оперы водят бесконечный вселенский хоровод, их "планетарная система" вращается вокруг солнца. Основной мотив, движущий действие - эротический. Главный герой, Полковник изучает мир через познание женской природы. Четыре девки (крестьянки кисти Малевича) обольщают Полковника и сами подвергаются искушению. Совершается "простое действие", интерпретациями которого изобилуют практически все оперные сюжеты. Не случайно Полковник настойчиво предлагает одной из девиц посетить оперу. Но в этом произведении сначала исподволь, а потом все явственней начинает сквозить тема конца человеческой жизни. Познание несет в себе горечь и даже смерть. Полковник у Прасоловой погибает, но мир, раскрученный гигантской пружиной, не останавливается.
Во второй, центральной части (пьесы "Факт, теория и Бог" и "Мир" А. Введенского с музыкой Стефана Андрусенко, постановка Александра Пономарева) - перед нами разыгрывается космогоническое действо, в котором все смыслы и ассоциации работают, как элементарные частицы новой Вселенной. Идея Мироздания-круга сквозит во всем пространстве пьес. Это и "крякающие кольца Сатурна", и "няньки, бегущие по окружности Земли", и, наконец, "четверг на блюдечке". Именно в четверг, на четвертый день Бог создал "светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, для знамений, для времен и дней, и годов". Пустое мировое поле постепенно населяется персонажами. В этом мире существуют и взаимодействуют между собой люди и животные, предметы и понятия, ангелы и демоны, мертвые и живые. Пространство этого произведения - большой вселенский вертеп, мир, который можно осязать, слышать, бесконечно рассматривать, но который невозможно постичь и объяснить. Произведение Стефана Андрусенко - это эксперимент в жанре "драматической оперы". Тексты обеих пьес Введенского будут "осваивать" и материально воплощать все участники постановки - певцы, музыканты оркестра и дирижер.
Последняя часть (трагедия И. Терентьева "Iордано Бруно", композитор Петр Аполлонов, постановка Наталии Анастасьевой) интерпретируется нами как открытие новой Вселенной. Музыкальная драматургия этого произведения блестяще разработана. В нем четко прослеживается номерная структура, но нет ощущения остановок в действии, наоборот, опера воспринимается на едином дыхании. В тоже время мы чувствуем, что воздух трагедии разрежен, а каждый из персонажей всеобъемлющ и вбирает в себя множество ассоциаций, становясь живой метафорой, вплоть до вселенского обобщения человечества. В опере Аполлонова персонаж "Человечество" - это один исполнитель, который в финале обретает загадочные черты истинной красоты и предстает в облике "Монны Лизы Джоконды".
Основные законы нового Театра-Вселенной прописаны уже в первой ремарке оперы - "Место людное. Время одинокое. Действие простое". "Место людное" означает для нас - весь мир. В течение всего действия посередине площади Согласия, которая вскоре мгновенно превратится в арену раздора, а затем в лобное место и в Иосафатову долину, вместившую все человечество, пребывает главный герой Iордано. С самого начала и до самого конца трагедии вокруг этого светила будет вращаться "планетарный девтерагонист" трагедии - Шметтерлинк (ученик, предатель, палач). Остальные герои, подобно астероидам и кометам, то приближаются, то удаляются от протагониста по своим эллиптическим орбитам, чтобы в финале начать все с конца, а не с начала - в этом катарсис трагедии. "Время одинокое" - это "время человека, опередившего свое время", время Iордано Бруно, будетлянина, одиноко купающегося в державинской реке времен. Установка на реального героя истории, известного каждому школьнику, позволяет подчеркнуть несовпадение общепринятого толкования хода исторического времени с авангардистским мироощущением. "Действие простое" вбирает в себя не только опыт предшествующей драматургии (античная трагедия, мистерия, фарс), но и представляет собой новую эстетическую ценность театра. Это драматургическое воплощение модели заумного мира, начинающегося с его логического конца.
Спектакль завершается "Колыбельной" на стихи Николая Заболоцкого (автор музыки ТПО "Композитор"). Простая мелодия, проникновенные слова и детская вера в то, что мир подобен гигантской карусели. Он огромен, необъятен, бесконечно прекрасен и бесконечно добр. Внезапно все персонажи исчезают. Зрители как бы возносятся на немыслимую высоту и с самой высокой точки могут обозреть Новую Вселенную и ощутить, что "драма парит в воздухе, но не как сорванная бурей крыша, а как целое здание, чей фундамент с силой, еще и сегодня близкой к безумию, вырван из земли и поднят ввысь".

Маленький Мировой Театр намерен продолжить эксперимент в области оперного искусства и представляет на Ваше рассмотрение дальнейшее развитие инновационного проекта "КРУГОМ ВОЗМОЖНА ОПЕРА".

Стремясь к обновлению современного театрального и музыкального языка, Маленький Мировой Театр выбирает для продолжения эксперимента произведения наиболее интересных представителей радикальных литературных течений ХХ века русского футуриста Владимира Маяковского, итальянского футуриста Филиппо Томазо Маринетти и немецкого дадаиста Курта Швиттерса.

По заказу Маленького Мирового Театра современными российскими композиторами создаются три уникальных произведения, расширяющих границы оперного искусства:
1. В. Маяковский: видео-опера "Про это" (премьера: октябрь 2005)
2. Ф.-П. Маринетти: оперетта "Электрические куклы" (премьера апрель 2006)
3. "ДАДА-опера" по симультанным текстам немецкого художника и поэта Курта Швиттерса (премьера: осень 2006)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments