pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Последние впечатления россыпью

В ГИТИСе продолжил ходить на режиссерские работы курса Леонида Хейфеца. Первые две части спектакля Юлии Беляевой "Платонов. Рассказы", на мой взгляд, совершенно не удались, а вот третья заставляет взволноваться и оправдать визит в театр. Артист Давид Зисельсон читает недавно обретенный крохотный рассказик Андрея Платонова "Земля". И сам рассказ - шедевр, объясняющий духовную обстановку первых революционных лет - почему народ пошел в революцию, и читает артист великолепно. В "Земле" речь ведется от лица рассказчика, который повествует нам о жизни женщины, у которой родился маленький мальчик. А артист читает от лица этого самого мальчика, меняя и усложняя метод повествования: неродившийся плод сперва о своей матери говорит в третьем лице, потом от первого лица о том, как рождался, потом, как рос, потом как мама умерла - резко переворачивает скамейку вверх дном - и про свою "любимую мысль о дpугой земле, котоpую можно сделать из этой". Маленький мальчик, подбирая слова, словно бы каждое слово рожая точно так же, как в данный момент рожают его - интонация ребенка, впервые раскрывающего глаза на все явления этого, здешнего мира и исполняющегося восторгом создателя, который создает тот мир, который ему видится, и видит тот мир, который создает ("Ване думалось, что он не видел, но что знал. Поля, поля и дороги. Все города и все люди живут в полях. Есть одни поля."), и принимающего этот мир ровно до того момента, пока не умирает мать. Тогда - всё переделать. Сделать из мечты реальность, сделать реальность - мечтой. Ребенок и революция, ребенок и запросы времени, ребенок, рассказывающий о том, как он стал живым и как остался живым даже в разрушении. Точная, свежая работа артиста. Пропустить невозможно. Три минуты театрального счастья.


На видео смотрел документальный спектакль, сделанный в "Балтийском доме" - "Антитела" Михаила Патласова и Андрея Совлачкова - одно из первых свидетельств интереса Петербурга к вербатиму. Спектакль производит по-настоящему сильное впечатление. Он сделан на основе свидетельских показаний вокруг дела убийства студента-антифашиста Тимура Качаравы в Петербурге несколько лет назад. Зритель слушает прерывающие друг друга, конфликтные монологи, видит на видеоэкране уточненные детали. Говорят мать убийцы и мать убитого. И вот не столько про убийство речь, а поиск правды и смысла оказывается важнейшей духовной задачей героев. И абсолютно вне моральных оценок, это не суд верховный, это люди сами себя судят. Люди пытаются через сверхординарное и вместе с тем, увы, "заурядное" событие разобраться в вопросе о том, куда движется общество, куда мигрирует наше сознание. Здесь говорят о том, что фашизм и антифашизм в современном мире стали синонимами и означают одно: желание молодых, разбуженных людей не стать комфортабельными, пассивными, инертными взрослыми и действительно что-то изменить во вряд ли устраивающем их, терпеливом мире. Говорят с позиции теории Гумилева - о гомеостазе, который поразил и заморозил наше покорное общество, которому все сходит в рук. В протестном движении молодых угадывается пассионарный взрыв, раз находятся сегодня ребята с темпераментом, позволяющим пренебрегать законами самосохранения. Одним словом, "Антитела" - изумительная форма разговора, диалога, дискуссии про молодых, про протестное движение. Через монологи матерей мы узнаем самое важное: как формируется характер, темперамент "неуспокоенных" людей, как из "идеального", почти сказочного детского сознания вызревает борцовский нрав. Этому бы спектаклю прокатиться по фестивалям по России - хороший повод на всех уровнях разобраться в самих себе.

Несколько дней был в городе Ярославле, который только хорошеет, - на фестивале студенческих спектаклей "Будущее театральной России". Отрадного было мало, кроме чудесной атмосферы, которую создает Волковский театр (собирать огромные залы на студенческие спектакли - это, конечно, поступок). Но этот фестиваль, конечно, создан, чтобы доказать очевидное: с актерским образованием в стране ситуация тяжкая. Чаще всего я видел глубоко не молодых педагогов, клявшихся тем, что жали руку Станиславскому. Поразительный контраст с бытовым поведением будущих актеров - молодых, свежих, активных молодых людей на улице и вялых, безжизненных, обескровленных организмов на сцене, насильственно загнанных в костюмы условного XIX века, в условные культурные коды - спектакли без связи с современностью, с пульсом времени, а главное - с профессией. Часто спектакли оказывались этаким омертвевшим, ороговевшим ритуалом, который всем вместе исполнять скучно, а надо. Но тем не менее, был интересный новосибирский "Вишневый сад" в режиссуре Сергея Афанасьева (Гаев обращался в монологе о шкафе ко всей аудитории, к зданию Волковского театра, а значит, и к многовековой истории русской сцены - "Приветствую твоё существование"; Шарлотта, когда ей приходит пора показывать фокус, говорит, что споет песню, которая будет написано через 50 лет, и поет Пиаф; прекрасный Фирс 2-20 ростом и так далее) и небезыинтересная "Зойкина квартира" ВГИКа (режиссер Александр Федоров) с потрясающим дуэтом Зойки и Аметистова. Еще изумил какой-то малопонятный Институт русского театра (что это? куда эти артисты пойдут, если 5 актерских вузов Москвы выпускают во многом безработных), который забубенил сразу на 4-м курсе коммерческую буржуазную драму "Девичник" - ну думаешь, правильно, чего стараться: сразу со студенческой скамьи - в сериал и в объятия Куни. Зачем играть сложнее, лучше сразу во все тяжкие антрепризы пуститься.

Проглотил за пару дней роман Маши Гессен "Совершенная строгость" - о Перельмане. Изумительная книжка! Две важные темы. Документальный рассказ о мире математики как одном из островков свободы в СССР. И не менее изумительно прописанная тема аутизма Перельмана как средства самосредоточения, как едва ли не единственного способа уйти от информационной и коммуникативной агрессии нашего мира. Перельман в этой книге предстает настоящим героем XXI века, и я верю в это.
Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…