Выставка сделана усилиями музыканта Петра Айду и изготовителя механизмов Александра Назарова (постановочная часть "Школы драматического и искусства"), архивные материалы предоставил музей МХТ.
Ходишь по выставке и крутишь ручки как ребенок. И думаешь о том, что это совершенство аудиосреды - атлантида, ушедшая под воду. Она достигла апогея вот хотя бы в этих руках изобретателя и имитатора шумов - и сгинула, так как современному театру почти не нужна. Как суфлерская будка или свечная люстра. С сегодняшней звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой легче записать естественный звук, разложить его на семплы. Да и эстетической потребности в столько детализированном натуралистическом аудиомире - нет. Театр от такой формы натурализма ушел и вряд ли туда, в музыку сверчков и лягушек, вернется. Но было бы здорово эту выставку сделать постоянной - как, скажем, во многих музейных европейских театрах (Байрейт или Дротнингхольм) выставляются шумовые аппараты эпохи барокко.
Самое изумительное на выставке - это партитуры Попова: прорисована система взаимодействия нескольких звуковых аппаратов с несколькими "шумовиками" по законам симфонизма; несколько аппаратов работают одновременно, создавая тотальное звукозаполнение.
Такой типичный пример, когда некая культура достигает совершенства... и в тот же момент сходит с дистанции, становясь музейным экспонатом.