pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

"Майская ночь. Спектакль с закрытыми глазами", реж. Каролина Зерните (Литва). Московский театр кукол

Я сейчас получил очень необычное и серьезное театральное впечатление. Обновленный Московский театр кукол на Бауманской, в который попадаю уже дважды, занимается в том числе социальными проектами. Здесь сегодня я видел спектакль для незрячих, но этим эстетика работы не исчерпывается. Социальное проектирование литовский режиссер делает фактом искусства и эксперимента в области восприятия, не останавливаясь исключительно на терапевтических или досуговых назначениях акта творчества.
Зал, заполненный зрителем (дети спереди на пуфиках, взрослые сзади на стульях), артисты сначала предупреждают о том, что сейчас приведут участников спектакля. Приводят бережно и тактично инвалидов зрения, у которых на глазах повязки. Для них - спектакль идет в кромешной темноте, возбуждающий другие рецепторы. Шесть человек рассаживают на подвижные кресла прямо на сцену - и всякий раз с помощью этих перемещающихся кресел формируют мизансцены. Незрячие люди - в центре театрального действия. Они - объект игры в гоголевскую "Майскую ночь".
Вокруг них работает с десяток молодых артистов - увлекающих, радостных, счастливых. Они создают аудиосреду и бытовой мир - без музыки, но с помощью хорового начала или бытовых шумов, они мельком касаются своих главных зрителей, дают им ощущить фактуру цветочка или куклы, расчесанных девичьих волос или когтей волка, дуновения ветра или хлесткость кустов. Действуют и запахи еды в сцене пира, и колебания воздуха, и водяные капельки... и что только не нашаманят артисты, располагаясь вокру зрителей, окружая их миром звуков и прикосновений, волнуя их чувственность.
Но не всё так просто. Весь вопрос, как зрительный зал смотрит это действие. Он видит и все то, что слышат и ощущают незрячие, но видит и технологию изготовления чуда. Из чего извлекается звук, откуда произрастает фактура на ощупь.
Но есть и другой уровень эстетизации театральной реальности. Эта модель - модель восприятия восприятия. Мы наблюдаем за тем, как наблюдают спектакль. Мы смотрим, эмоционально воспринимаем чужое восприятие. И это становится изумительной формой диалога. Мы оказываемся счастливы чужими и явно более обостренными эмоциями. Мы, наблюдая за их восприятием, можем осознать ценность наших эмоций и рефлексов. Мы воочию видим, что тот ресурс, который мы готовы бесконечно и беспечно тратить, может быть для кого-то дефицитом, исчезающим ресурсом. Здесь есть какая-то невероятная гуманистическая связь: я вижу, как другой наслаждается искусством, и это наслаждение заполняет и меня. Мы зажигаемся от эмоции другого, остро осознавая, что эта эмоция - раритетна, конечна, обострена.
И случается невиданное: зритель начинает понимать человека с органиченными возможностями. Выстраивается диалог, и в особенности это ценно и верно, что в первых рядах сидят маленькие дети, которые абсолютно все чувствуют. И наш привычный советский страх перед инвалидом, неловкость, неумелость растаивает, исчезает. Понять другого, влезть в туфли постороннего, ощущить на себе, что значит ограниченные возможности - этот опыт нам дает театр.
После окончания спектакля артисты снимают повязки со зрителей и позволяют им высказаться. То, что они говорят, - это какой-то невероятный гуманитарный дар. Сегодня одна зрительница сказала: "так всё заботливо". И я подумал, что никогда не слышал ни об одном спектакле из тех, что видел, такой характеристики. "Так всё заботливо".

И вот, конечно, значение такого театра. Такой театр оправдывает каждую копеечку, вложенную в его создание, и окупает ее в тысячи раз, преобразуя в гуманитарный капитал. Вот тут ты понимаешь, что у театра есть-таки какая-то миссия вообще, ну и проч. И самое важное, что эти молодые артисты Московского театра кукол очень любят свою работу. Они тут не занимаются социальной акцией, это личностное, персональное участие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments