pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Нет лет" по Евгению Евтушенко, Театр на Таганке, реж. Вениамин Смехов

Афиша на сентябрь Театра на Таганке - крохотная, пять названий. Остальные спектакли сняты правообладателем. И чувствуешь себя неуютно и жалко, как в доме, откуда вынесли мебель. При том, что все на месте, и портреты знаменитые и с детства любимые - висят, резонируют, озонируют пространство.
Как это ни парадоксально, спектакль Вениамина Смехова хранит в себе дух старой Таганки. Он и сделан "по методу" - хоровое начало, резкие, упругие углы в геометрии сцены, всё в зал, нарочитая, грубая эстетика, неприбранность, площадность, голая обшарпанная и такая любимая задная стена, голая, в заплатках, в подтеках, израненная  креплениями монтировщиков. И это, конечно, главная отрада постановки - дух Таганки теперь можно увидеть только здесь, в такой вот постановке, в спектакле-"шпионе", странным образом успевшем между разными правлениями вклиниться в репертуар от законного "таганковца", но тоже ведь опального и смогшего вернуться в театр только после того, как оттуда вышел "отец хора".
Читают стихи актеров двадцать - они поделены на "ветеранов" и "неветеранов". Трибунша, чувственная, трагическая Татьяна Сидоренко, грустные, смурные мужики Анатолий Васильев и Алексей Граббе и интеллектуальное зажигательное начало у Смехова. Молодая часть труппы - главная грусть спектакля. В хоре выделяются несколько человек, и прежде всего Дмитрий Высоцкий, артист, конечно, прекрасный, но в остальном среди артистов есть, скажем мягко, есть даже вовсе не артисты. Впрочем, это было видно давно и по всем выжившим и невыжившим спектаклям Таганки.
Надо сказать, что цель спектакля выполнена - Евтушенко звучит. Причем, это мягкий, лиричный поэт, не трибун, не гражданский ритор. Нежность, русскость, словотворчество, звукоряд, аллитерация - вот срез Смехова. Только однажды Евтушенко-гражданин о себе напомнит: в очень сильно сделанной сцене про Прагу-68: "Танки идут по солдатам, / Сидящим внутри этих танков". Но рефрен постановки - верный: "Я разный. – я натруженный. и праздный, я целе- и нецелесообразный." Вот эта вот тема важная - и она сопрягается с темой Юрия Любимова. Тут рифма для двух художников: Любимов часто говорил, что он не хотел быть политическим художником, что в политику и гражданственность его затягивала власть. А Таганку он делал глобальным эстетическим экспериментом, и уже один этот эстетический, художнический протест был политичен, был антисоветизмом. Смыслы не были антисоветскими, а методы - да. Так и с Евтушенко. Хотя мне лично жалко, что не прозвучал "Бабий яр" и "Фуку" - эта грань Евтушенко тоже важна. Но тут цель была другая, и это ясно. Вообще спектакль - ясный.
Еще одно свойство постановки - Смехов дает совершенно дивные цитаты из критиков Евтушенко. И видно, как поэт, казалось бы упакованный и обласканный, страдал от внутрикорпоративной критики. Совершенно мерзотные цитаты от Веры Инбер, от почвенника Солоухина, от каких-то рабочих с завода - про непатриотичность, про западническую тенденцию, про антисоветчину. Ну примерно все то, что сегодня культур-патриоты предъявляют молодым.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments