pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Театральная критика в провинции

В конце весны в Кемеровском университете была защищена очень интересная кандидатская диссертация Алексея Бураченко , которая посвящена бытованию театральной критики в провинции вообще и на Кузбассе в частности. Тема самая серьезная.
Был на этой работе официальным оппонентом. Даю выдержки из отзыва, чтобы дать представление о научной работе Алексея:

Отзыв на диссертацию на соискание ученой степени кандидата культурологии "Театральная критика в провинции: структура и функции", выполненную Алексеем Ивановичем Бураченко в Кемеровском университете культуры и искусства

Эта работа - очень цельное, системное высказывание на тему бытования театральной критики в провинции. Исследование Алексея Бураченко уходит вглубь театральной истории советского периода, но на самом же деле оно адресовано современности. Автор обеспокоен пониженным доверием местной власти и театров к институту театральной экспертизы, и его явственная, очевидная цель - показать, насколько важен институт театральной критики для будущего театра в России. Появление такой работы на фоне наблюдаемого повсеместно непонимания государственными и театральными чиновниками функции театра в современной России своевременно и актуально: выводы, предлагаемые Бураченко, могут послужить здравыми аргументами в деле формирования культурной политики на местах, в провинции. Такая работа могла бы послужить прецедентом для зарождения системы государственной поддержки института театральной критики в регионах.
Бураченко крайне серьезно относится к профессии критика, в арсенале его доказательств - ни одного расхожего представления о ней. Театральной экспертизе уделяется достойное место - как методу образования, как инструменту для формирования дискуссионного поля и саморазвития искусства. Театральная критика дает структурное мышление, классификацию хаотичному развитию искусства. Театральная деятельность неотделима от ее профессиональной экспертизы - вне оценки и сравнения, вне контекста театр гибнет. Особенно важно замечание Бураченко: это представление о том, как важно разделять институт независимой театральной экспертизы от пространства государственных исполнительских решений. Если и необходима критика в провинции, то именно отделенная от государственного аппарата, не зависящая от него. Сегодня нашей профессии все еще вредит память о "критике Латунском", память о советском прошлом, где критика оказывалась "жандармом тоталитарной культуры" - сегодня, в 2014 году, Алексей Бураченко готов надеяться на то, что во многом театральная критика может помочь расгосударствлению театра, выпадению его деятельности из области государственной догматики. Критика раскрепощает театральную деятельность, не дает театру стать органом пропаганды, формирует культуру плюрализма.
Отдельного разговора достойны исторические главы диссертации: классификация взаимоотношений театра и критики, изменения типа театрального критика в России, путь кузбасских театров в XX веке и кузбасская театральная критика. Эти главы крайне важны и составляют главный информационный блок, служащий доказательством к обрамляющей его аналитике.
Сквозь толщу истории Бураченко приходит к целому ряду интересных умозаключений. Особенно важным мне представляется требование пересмотра советской истории культуры - равным образом, как с несоветских, так и с неантисоветских точек зрения. Именно структура советской культуры, экономико-эстетическая модель театра сегодня может быть крайне интересной темой для изучения и размышлений о театре будущего. И, в особенности, когда мы ведем речь о бытовании регионального театра.
Вектор исторического разговора в работе Бураченко - очень правильный и работает на общую интонацию. Автор показывает процесс постепенной автономизации провинции, который достиг в 2000-2010-е своего апогея. Первая половина XX века - маргинализация провинции, вторичность ее культуры, сугубая подцензурность. После 1950-х - начало движения за преодоление культурной изоляции. И в 2000-2010-е годы провинция оказалась во много лидером театрального развития в России, многие регионы получили самостоятельность, занялись творчеством без оглядки на столицы. Стали удачными попытки децентрализации региональной культуры. И, по мнению Бураченко, пора этот процесс автономизации театральной периферии осознать и сделать соответствующие выводы. Поддержка театральной экспертизы на местах может способствовать самостоятельности театральной культуры глубинной России. Тем более, что, как доказывает автор, на лицо выход театральной критики на передовые рубежи театрального дела, повышение роли критики в формировании эстетических трендов и самоорганизации театрального дела.
Это крайне серьезный труд, имеющий практическое значение. Его адрес: это власть на местах. Эта диссертация может послужить очень хорошим системным аргументом для признания высокого значения театральной критики для развития театра в провинции. То, о чем пишет Бураченко, остро, актуально, так как развитие театральной критики в регионах России - тема болезненная, печальная, вызывающая повышенное беспокойство и, признаться, даже отчаяние в каких-то своих проявлениях. На фоне падения театральной печати в России, обнищания интеллигенции, разрушения системы образования феномен нестоличной театральной критики находится в плачевном состоянии. С помощью диссертации Алексея Бураченко можно аргументировано доказывать необходимость поддержки этого института.
К тому же в финале диссертант дает совершенно изумительный опыт поиска критериев оценки театрального произведения.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment