pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

О любительском театре

В это воскресенье был в Гоголь-центре важный представительный разговор о выживании негосударственного театра в России. Было много разнообразных суждений, театр сейчас готовит публикацию. В частности, театральный арт-менеджер Влад Любый говорил о том, что во многом проблемы негосударственного театра возникают оттого, что на некоммерческое альтернативное театральное искусство в России нет достаточной публики, нет общественного запроса. Эта логика в какой-то степени работает: надо отчетливо осознавать, что в самом деле театр никогда не убить, если у него есть зритель, готовый платить деньги за зрелище такого рода. Соглашаясь с этой позицией, но и понимая, что не только этим ограничены тут проблемы, я подумал о том, что еще загвоздка - в образовании зрителя, в механизмах подготовки зрителя.

Несколько дней назад я видел великолепный спектакль Тимофея Кулябина "Сонеты Шекспира" в Театре наций. И я видел, как со спектакля шумно уходил зритель, не весь, но человек 25, скажем - они, правда, признаться, выглядели как случайная и, скорее всего, бесплатная публика. В этой работе нет ни "чернухи", ни быта, ни лексики, ни социокритики, ни нигилистического сарказма - это рафинированный, безумно красивый, эстетический театр с вниманием и к изяществу ренессансной поэзии, и к женской и мужской телесности. В этом спектакле не было ничего, что могло бы "оскорбить чувства верующих", если, конечно, не считать оскорблением голые ноги (допускаю, что и это может теперь быть объектом возмущения). Но это был спектакль нелинейный, несюжетный, неискрометный, неритмичный, во многом холодный, а не зажигательный. Его форма нетрадиционна, как нетрадиционен и холоден, ну скажем, Эдвард Хоппер и Эндрю Уайет после Айвазовского и Федотова. Публика не воспринимает такое искусство как эстетику, медлительность и нелинейность истории их раздражает, она не видит тут принципа наслаждения.

И вот что мне кажется сегодня важным, я попытался это озвучить в Гоголь-центре. Даже, быть может, больше, чем проблема негосударственного сектора театра, сегодня встает проблема государственной поддержки любительского театра в России. Этот тип культуры сегодня оказывается в совершенно не защищенной ситуации. Любительский театр потерял материальную базу, площадки, серьезную систему поддержки, связи с профессиональной сценой. В особенности, в бедственном (прежде всего, материальном состоянии) находится любительский театр в малых городах, в негородской среде. В особенности если сравнивать с советским уровнем, когда даже периодические издания существовали для такой формы культуры.

Почему это так важно? Потому что любительский театр - это идеальная система воспитания зрителя. Идеальный понимающий зритель профессионального театра - это люди, в детстве и юности прошедшие школу любительского театра, те, кто понимает, что за труд стоять на сцене, как работает изнутри театральное высказывание. Финские театральные деятели (а в Финляндии отличнейшая театральная культура) говорят о том, что театр так популярен в обществе именно потому, что каждый финн в своей жизни стоял на сцене. Сеть любительских театров еще более широкая и разветвленная, нежели профессиональная инфраструктура.

О состоянии любительского театра сегодня говорят крайне мало в профессиональной среде, в среде чиновников.

 
Subscribe

  • "Видимость обманчива" Томаса Бернхардта

    Томас Бернхардт. Видимость обмачива и другие пьесы. М, Ad Marginem, 2025 Вышел огромный 1000-страничный том пьес австрийского…

  • Два студенческих Гамлета

    «Я Гамлет / Ошибка», реж. Татьяна Тарасова, курс Олега Кудряшова, ГИТИС В 1960-е годы шекспировская эстетика обновилась самым серьезным образом -…

  • Старт Ап / "Скрудж. Сны"

    В блоге для начинающих театральных критиков журнала "Театрал" новая публикация. Юлия Бирюкова пишет о спектакле «Скрудж. Сны» в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments