pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Лаборатория в Топ-театре



Неделю назад окончилась лаборатория по новой детской литературе, которую мы делали совместно с омским ТОП-театром, который теперь возглавляет Игорь Григурко. Это частный театр, живущий внутри медицинского санатория, и директор театра является тут главным врачом, что, конечно, не имеет аналогий во всероссийских масштабах. С другой стороны, нигде так не очевидна связь между миссией современного театра и арт-терапией, как тут. И театр этот внятно осознает эту связь.
Частный театр поразил меня тем, что в отличие от репертуарного государственного театра - как известно, войска медленного реагирования, - здесь путь от замысла к воплощению быть наикратчайшим. Через полчаса после финальной дискуссии директор и худрук объявили труппе, что все три эскиза будут приняты к работе. В нормальном театре этот процесс часто затягивается на месяцы или вовсе тонет к переговорном процессе.
Темой лаборатории была новая детская литература, мы все вместе говорили о том, как рассказывать детям новые истории, учитывая явственные изменения в детском восприятии. Эскизы в самом деле удались. Александр Баркар сделал первую повесть Кейт диКамилло "Спасибо Уинн-Дикси" - история о дружбе одинокого ребенка и улыбчивой дворняжки, о том, как брошенный депрессивным отцом, переживающим потерю жены, ребенок растапливает окостеневшее сердце папы, как смешная и несчастная собачка заставляет пойти близким людям навстречу друг другу. Саша сделал почти готовый спектакль, построенный на голой сцене пятью артистами, которые используют пестрые одеяла (и китайские современные, и советские) как универсальный инструмент материализации предметного мира. Пятеро артистов под бодрую современную аранжировку песен "битлов", меняясь ролями, энергично переходят от одной игры к другой, не забывая играть еще и со зрительным залом. Отец маленькой девочки - пастор, и, весьма иронически обходя темы христианского обряда, режиссер Александр Баркар смог поговорить еще и на тему беспримесной, искренней темы веры маленького ребенка. Сцена бессловесной молитвы девочки вместе с собакой - одна из самых трогательных в этом почти готовом спектакле.
Режиссер Даниил Романов поставил другую повесть Кейт диКамилло "Как слониха упала с неба", и это совсем другая, вовсе не веселая, а серьезная, мудрая притча с отчетливым антимилитаристским контекстом. Здесь ребенок мучается проблемой правды: "А вдруг ты не выдержишь всю правду, которую тебе расскажут?" Здесь маленький человечек пытается пробить стену непонимания во взрослом мире. Даниилу и артистам удалось рассказать историю, в которой ребенок оказывается единственной возможностью вернуть в разочарованный, обессмысленный, расколотый, растерявший веру и надежду взрослый мир смысл, мотивацию.
Режиссер и омский артист Ярослав Максименко поставил сказку Светланы Баженовой "Иван Царевич и Серый волк" - это традиционная русская сказка, поставленная с современными ироничными комментариями, острой комедийностью, во многом заимствующая энергию у капустника и актерской своевольности. Причем Светланой Баженовой написаны действительно девять вариантов пьесы, в двух точках история разветвляется и зрителям в прямом смысле слова предлагается выбрать, по какой дороге идти героям. И это условие действительно выполняется. И именно таким будет спектакль.
Ярчайшим событием лаборатории была лекция о новой литературе для детей от известного переводчика Ольги Варшавер. Признаться, я ждал многого от этой лекции, а дождался еще большего. Погружение в бесконечный мир новой детской литературы дал мне ясное представление о том, что наш ленивый, инертный театр, продолжающий ставить истории про Буратино и Чипполино, Кота Леопольда и Снежную королеву, просто не хочет интересоваться ничем новым, этим гигантским миром новых сказок с их новейшими сюжетами, подходами, приемами, темами. Мы все осознаем проблему: выбирает искусство для детей не ребенок, а тот, кто платит за искусство для детей, и поэтому выбор всегда тут оказывается папиной или бабушкиной сказкой. В ответ на эту консервативную политику Варшавер начала лекцию с прекрасной цитаты из Бабеля: "Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собаки от заячьего следа". Интересен анализ тем и сюжетов новой литературы для детей: здесь обнаруживаются и серийность, и непременная визуализация материала, и злой драматичный юмор, и дивное сочетание бытового юмора с фэнтэзи, и прием "детского дневника", и апокалиптические антиутопические темы, и киберпанк - новая городская мифология, и культура квеста, и культура косплея. Настоящая бездна, в которую хочется погрузиться всерьез.
Ольга Варшавер представила и последнюю книгу Кейт ДиКамилло "Флора и Одиссей", и я ее уже прочел. Это прекрасная сказка о дружбе маленькой девочки, страдающей от одиночества и ссоры родителей-нарциссов, и белки, которую фантазия Флоры наделяет суперспособностями. Девочка Флора живет в мире комиксов, и частью эстетики книги становятся прекрасные картинки. Сказка начинается с ригористского утверждения Флоры "Ненавижу любовь" (истеричная мама все время строчит на машинке любовные романы) и завершается тем, как любовь девочки к белке заражает всех героев этой невеселой, но волшебной истории. Одна из важнейших тем книги - это научная мысль о бесконечно расширяющейся вселенной, и, что ни говори, а это модель мира для ребенка самая важная.

http://www.top-teater.ru/

Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments