По просьбе "Золотой маски" прочитал девять сочинений, вышедших в финал драматургического "Конкурса конкурсов". Все они небольшого формата, но с очень быстрым погружением – почти мгновенно, уже на первых страницах, схватываешь суть и вовлекаешься в развитие предложенных обстоятельств. Переживаешь, тем более, что практически все тексты, вышедшие в финал, диагностируют разные степени бытового и бытийного неблагополучия, показывают симптомы дисгармонии (мировой, социальной, личной), но, к сожалению, не предлагают никакого выхода. Или, хотя бы, сторону света, в которую можно было бы начать движение. В этом, кстати, современная драматургия показалась мне похожей на актуальную, поисковую музыку, с точностью бортового самописца фиксирующей разлад и распад традиционной антропологической модели.
Если все девять пьес предлагают именно такой ракурс замера температуры, то и судить их следует с точки зрения максимального воздействия набора предлагаемых симптомов. Пожалуй, самая правдивая, даже натуралистическая пьеса конкурса – «Магазин» Олжаса Жанайдарова, самая странная (местами жутковатая) –«В начале и конце времен» Арие Павло, самая веселая и остроумная (как по форме, так и по содержанию) – «Лондон» Максима Досько. Да, к "Лондону" можно предъявить массу формальных претензий, однако, это единственный текст конкурса хотя бы немного оптимистический по звучанию.
1.Ирина Васьковская "Девушки в любви"
Девушки Варя и Катя маются на съемной квартиры от желания любви. У одной есть любовник Коля, другая ждем своего замечательного «мужика Митю с Севера». Параллельно даются флэшбеки, из которых становится понятно, что Митя, которым Варя (девушка со справкой и странностями, не лишенными, впрочем, культурных притязаний) хвастается – вареная морковка, ни рыба, ни мясо. Варя сама его себе придумала и облагородила в мечтах. Север, с которого она ожидает своего персонального Годо, скорее всего, тоже вымышлен Митей, явно тяготившимся непонятным романом и свалившим при первой же возможности. После его «отъезда» прошло уже три года, но в жизни Вари ничего не изменилось. Она так же грезит наяву, смотрит в окно, все больше и больше привязываясь к своей сожительнице Кате (с любовником которой тайно зажигает «вакхические ночи»), поскольку совсем без любви на этом свете уж никак нельзя. (33 страницы)
2.Дарья Верясова "Тушь, варенье, птеродактиль"
Старшая сестра приезжает с юга России к младшей в Питер. Точнее, возвращается в родительскую квартиру, где живет младшая с любовником Тимуром (обычный городской паренек без какой бы то ни было национальной идентичности), которого старшая, неудавшаяся пианистка, воспринимает в штыки. Ну, и начинает учить молодежь правильным ценностям (верности и любви), хотя у самой рыльце в пушку: роман на стороне, из-за которого она и оказалась теперь в Питере. Во второй части диспозиция резко меняется: младшая уходит в разгул, Тимур со сломанной ногой (подрался с пианисткой) лежит на диване, старшая сестра кормит его кашей. В финале младшая улетает на Карибы с богатым «папиком» для того, чтобы у старшей сестры и 25-летнего ремонтника компьютеров из Купчино смогло завязаться «светлое чувство». (40 страниц)
3.Ульяна Гицарева "Хач"
Драма перемещенных лиц, гастарбайтеров и эмигрантов, которым «весь дом чужбина и горек хлеб». Катя и ее муж, колумбиец Себастьян маются в ксенофобской России, но, переехав в Австралию, счастья так и не находят, меняя один дискомфорт и зависимости на другие. Параллельно показывается история абхаза Тамаза и таджика Мансура, которые кладут плитку, а затем пытаются перейти границу Абхазии, чтобы понять: бедным людям нигде нет счастья, какими бы благородными не были их души и помыслы. Россыпь разрозненных эпизодов, складывающихся к финалу в подобие пасьянса, комментируется «документальными интервью», показывающих националистов и домоседов людьми, убежденными в собственной правоте, так как правда у каждого своя, а истины (вроде «все люди братья») не существует. (21 страница)
4.Максим Досько "Лондон"
Пьеса (?), замаскированная (?) под очерк о том, как простой белорусский сантехник Гена летал в Лондон на международный конкурс соломоплетения (к которому пристрастился в тюрьме), где маялся в гостинице и тосковал по родине все пять бесконечно долгих дней. Несмотря на то, что Гена выиграл не только в своей номинации, но и взял гран-при. Но всё это оказывается совершенно неважным типичному «маленькому человеку» с заурядной судьбой – автор дотошно описывает рабочие будни сантехника, его проблемы и извивы биографии (женился по залету, развелся, пил, украл по пьяни солярку, освободился досрочно, увлекся плетением фигурок из соломы), подтверждая документальность описания фотографиями и даже песней, которую Гена поёт в финале (аудиофайл прилагается). Остроумный эксперимент с формой в виде сплошного рассказа, игрой с транскрипцией английских и белорусских слов и аккуратными шутками, облегчающими потенциально длинный, монологический текст, воспринимаемый, видимо, в основном, на слух, подобно традиционному как бы стенд-апу, посвященному истинным ценностям и написанному с теплотой к "простому человеку", (13 страниц)
5. Олжас Жанайдаров "Магазин"
Жесткий, жестокий физиологический очерк, состоящий из двух, перебивающих друг друга монологов – набожной садистки Зияш, хозяйки продуктового («шаговой доступности») магазина в Москве и ее работницы Карлыгаш, попавшей в магазин как в рабство. Зияш измывалась над работницами, била, спаивала, отдавала мужчинам, калечила, отбирала детей, которыми торговала, как и «белым порошком». Людьми, впрочем, тоже торговала, не платила денег, сажала работниц на цепь и в чулан и снова била, снова калечила. Если работницы умирали, подкидывала трупы на свалку (милиция – в «доле» и покрывает безобразия), а все для того, чтобы построить мечеть в родном Чимкенте. Жуткий, беспросветный текст с постоянно нарастающим уровнем дискомфорта и «правды жизни» (пьесу сопровождает титр, что она основана на реальных событиях). Ну, и возмездие, конечно, не заставило себя ждать. Только обратка прилетела откуда не ждали. (12 страниц)
6. Галина Журавлева "Неровные кончики"
12-страничный (самая маленькая пьеса конкурса) монолог Светланы о своей жизни – как родилась в районном центре, как поступила в ПТУ, где голодала, прежде чем стать модным парикмахером. Разумеется, вышла замуж, разбогатела. Мечта Светланы – съездить в Питер, который она больше мужчин любит. Однако, сейчас в Питер переезжает не Светлана, но ее подруга-журналистка, мечтающая просвещать гастарбайтеров на стройке об их правах. Автор как бы выстраивает оппозицию между «меркантильной», хотя и не лишённой «духовных запросов» Светланой из неблагополучной семьи и дочкой хороших родителей, показавшей своей подруге, что есть и какая-то другая жизнь, в которой люди, ну, например, пишут верлибры.
7. Марина Зелинская "Божий медведь"
Драма абсурда, действие которой происходит в Красноярске. Метафизическая чернуха с несколькими параллельными линиями, вращающимися вокруг мальчика Дениса, который живет у спивающейся тетки (повесилась), пока к нему не возвращается мама (разбилась в автокатастрофе). Дискомфортное восприятие мира усугубляется тревожными новостями о том, что в городе замечен медведь, задирающий людей (Денис попадает на поминки одной из жертв) и возвращением Дрона, теткиного сына из тюрьмы (сидел за убийство отца). Концов не сыщешь, да и не нужно – главное – тревожная суггестия, вырабатываемая как бы нелогичным разрешением сцен, демонстративно укладываемых в причинно-следственные связи. Зима, очень холодно, неприкаянный Денис все время околачивается на кладбище возле недавно вырытой могилы и мёрзнет, мёрзнет, мёрзнет…
(24 страницы)
8. Арие Павло "В начале и конце времен"
На заброшенном, зараженном радиацией хуторе в зоне отчуждения, недалеко от Чернобыля, остались жить старушка, промышляющая колдовством, ее больная дочь и их умственно отсталый сын и внук. Они живут здесь против всех правил и законов, на мистически активной территории – с русалками и всевозможными потусторонними сущностями, возникающими из-за ужасающего, зашкаливающе бедного «уровня жизни», безнадежности перспектив (бабке за 80, у дочери, видимо, онкология), но, главное, потому что люди с «большой земли» озверели и теперь охотятся на людей – жизнь человеческая ничего не стоит: пьяные браконьеры стреляют в умственно отсталого мальчика, после чего старушка, бывшая партизанка, выходит на тропу войны. Мощный текст, персонажи которого частью говорят на суржике, частью – на русском языке, в молитвах и причетах переходя на украинский. Волшебство, однако не спасает и спасти не может: традиционная жизнь обречена еще сильнее «новых веяний», превращающих людей в зверей. (51 страница)
9. Юлия Тупикина "Учебник дерзости"
Тема: трагичность и бессмысленность жизни. Рема: сорокалетний Гена, которому изменяет жена Лена, пытается «пробиться» к людям, для чего раздевается перед сослуживицами и директрисой детского дома. Всю жизнь Гена жил как в коконе, оберегая себя от чужих невзгод, но после того, как год назад у жены случился выкидыш, у Гены начали проявляться экстрасенсорные способности. Дочь его, Алеся, школьница любит фотографа, который снимает ее голой, потом бросает Алесю, которая хочет сброситься с крыши, а пока носит мужские трусы. Чернуха-light, рядящаяся под драму абсурда.
(31 страница)
Все пьесы можно прочесть и оценить на конкурсной страничке: http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1248
Если все девять пьес предлагают именно такой ракурс замера температуры, то и судить их следует с точки зрения максимального воздействия набора предлагаемых симптомов. Пожалуй, самая правдивая, даже натуралистическая пьеса конкурса – «Магазин» Олжаса Жанайдарова, самая странная (местами жутковатая) –«В начале и конце времен» Арие Павло, самая веселая и остроумная (как по форме, так и по содержанию) – «Лондон» Максима Досько. Да, к "Лондону" можно предъявить массу формальных претензий, однако, это единственный текст конкурса хотя бы немного оптимистический по звучанию.
1.Ирина Васьковская "Девушки в любви"
Девушки Варя и Катя маются на съемной квартиры от желания любви. У одной есть любовник Коля, другая ждем своего замечательного «мужика Митю с Севера». Параллельно даются флэшбеки, из которых становится понятно, что Митя, которым Варя (девушка со справкой и странностями, не лишенными, впрочем, культурных притязаний) хвастается – вареная морковка, ни рыба, ни мясо. Варя сама его себе придумала и облагородила в мечтах. Север, с которого она ожидает своего персонального Годо, скорее всего, тоже вымышлен Митей, явно тяготившимся непонятным романом и свалившим при первой же возможности. После его «отъезда» прошло уже три года, но в жизни Вари ничего не изменилось. Она так же грезит наяву, смотрит в окно, все больше и больше привязываясь к своей сожительнице Кате (с любовником которой тайно зажигает «вакхические ночи»), поскольку совсем без любви на этом свете уж никак нельзя. (33 страницы)
2.Дарья Верясова "Тушь, варенье, птеродактиль"
Старшая сестра приезжает с юга России к младшей в Питер. Точнее, возвращается в родительскую квартиру, где живет младшая с любовником Тимуром (обычный городской паренек без какой бы то ни было национальной идентичности), которого старшая, неудавшаяся пианистка, воспринимает в штыки. Ну, и начинает учить молодежь правильным ценностям (верности и любви), хотя у самой рыльце в пушку: роман на стороне, из-за которого она и оказалась теперь в Питере. Во второй части диспозиция резко меняется: младшая уходит в разгул, Тимур со сломанной ногой (подрался с пианисткой) лежит на диване, старшая сестра кормит его кашей. В финале младшая улетает на Карибы с богатым «папиком» для того, чтобы у старшей сестры и 25-летнего ремонтника компьютеров из Купчино смогло завязаться «светлое чувство». (40 страниц)
3.Ульяна Гицарева "Хач"
Драма перемещенных лиц, гастарбайтеров и эмигрантов, которым «весь дом чужбина и горек хлеб». Катя и ее муж, колумбиец Себастьян маются в ксенофобской России, но, переехав в Австралию, счастья так и не находят, меняя один дискомфорт и зависимости на другие. Параллельно показывается история абхаза Тамаза и таджика Мансура, которые кладут плитку, а затем пытаются перейти границу Абхазии, чтобы понять: бедным людям нигде нет счастья, какими бы благородными не были их души и помыслы. Россыпь разрозненных эпизодов, складывающихся к финалу в подобие пасьянса, комментируется «документальными интервью», показывающих националистов и домоседов людьми, убежденными в собственной правоте, так как правда у каждого своя, а истины (вроде «все люди братья») не существует. (21 страница)
4.Максим Досько "Лондон"
Пьеса (?), замаскированная (?) под очерк о том, как простой белорусский сантехник Гена летал в Лондон на международный конкурс соломоплетения (к которому пристрастился в тюрьме), где маялся в гостинице и тосковал по родине все пять бесконечно долгих дней. Несмотря на то, что Гена выиграл не только в своей номинации, но и взял гран-при. Но всё это оказывается совершенно неважным типичному «маленькому человеку» с заурядной судьбой – автор дотошно описывает рабочие будни сантехника, его проблемы и извивы биографии (женился по залету, развелся, пил, украл по пьяни солярку, освободился досрочно, увлекся плетением фигурок из соломы), подтверждая документальность описания фотографиями и даже песней, которую Гена поёт в финале (аудиофайл прилагается). Остроумный эксперимент с формой в виде сплошного рассказа, игрой с транскрипцией английских и белорусских слов и аккуратными шутками, облегчающими потенциально длинный, монологический текст, воспринимаемый, видимо, в основном, на слух, подобно традиционному как бы стенд-апу, посвященному истинным ценностям и написанному с теплотой к "простому человеку", (13 страниц)
5. Олжас Жанайдаров "Магазин"
Жесткий, жестокий физиологический очерк, состоящий из двух, перебивающих друг друга монологов – набожной садистки Зияш, хозяйки продуктового («шаговой доступности») магазина в Москве и ее работницы Карлыгаш, попавшей в магазин как в рабство. Зияш измывалась над работницами, била, спаивала, отдавала мужчинам, калечила, отбирала детей, которыми торговала, как и «белым порошком». Людьми, впрочем, тоже торговала, не платила денег, сажала работниц на цепь и в чулан и снова била, снова калечила. Если работницы умирали, подкидывала трупы на свалку (милиция – в «доле» и покрывает безобразия), а все для того, чтобы построить мечеть в родном Чимкенте. Жуткий, беспросветный текст с постоянно нарастающим уровнем дискомфорта и «правды жизни» (пьесу сопровождает титр, что она основана на реальных событиях). Ну, и возмездие, конечно, не заставило себя ждать. Только обратка прилетела откуда не ждали. (12 страниц)
6. Галина Журавлева "Неровные кончики"
12-страничный (самая маленькая пьеса конкурса) монолог Светланы о своей жизни – как родилась в районном центре, как поступила в ПТУ, где голодала, прежде чем стать модным парикмахером. Разумеется, вышла замуж, разбогатела. Мечта Светланы – съездить в Питер, который она больше мужчин любит. Однако, сейчас в Питер переезжает не Светлана, но ее подруга-журналистка, мечтающая просвещать гастарбайтеров на стройке об их правах. Автор как бы выстраивает оппозицию между «меркантильной», хотя и не лишённой «духовных запросов» Светланой из неблагополучной семьи и дочкой хороших родителей, показавшей своей подруге, что есть и какая-то другая жизнь, в которой люди, ну, например, пишут верлибры.
7. Марина Зелинская "Божий медведь"
Драма абсурда, действие которой происходит в Красноярске. Метафизическая чернуха с несколькими параллельными линиями, вращающимися вокруг мальчика Дениса, который живет у спивающейся тетки (повесилась), пока к нему не возвращается мама (разбилась в автокатастрофе). Дискомфортное восприятие мира усугубляется тревожными новостями о том, что в городе замечен медведь, задирающий людей (Денис попадает на поминки одной из жертв) и возвращением Дрона, теткиного сына из тюрьмы (сидел за убийство отца). Концов не сыщешь, да и не нужно – главное – тревожная суггестия, вырабатываемая как бы нелогичным разрешением сцен, демонстративно укладываемых в причинно-следственные связи. Зима, очень холодно, неприкаянный Денис все время околачивается на кладбище возле недавно вырытой могилы и мёрзнет, мёрзнет, мёрзнет…
(24 страницы)
8. Арие Павло "В начале и конце времен"
На заброшенном, зараженном радиацией хуторе в зоне отчуждения, недалеко от Чернобыля, остались жить старушка, промышляющая колдовством, ее больная дочь и их умственно отсталый сын и внук. Они живут здесь против всех правил и законов, на мистически активной территории – с русалками и всевозможными потусторонними сущностями, возникающими из-за ужасающего, зашкаливающе бедного «уровня жизни», безнадежности перспектив (бабке за 80, у дочери, видимо, онкология), но, главное, потому что люди с «большой земли» озверели и теперь охотятся на людей – жизнь человеческая ничего не стоит: пьяные браконьеры стреляют в умственно отсталого мальчика, после чего старушка, бывшая партизанка, выходит на тропу войны. Мощный текст, персонажи которого частью говорят на суржике, частью – на русском языке, в молитвах и причетах переходя на украинский. Волшебство, однако не спасает и спасти не может: традиционная жизнь обречена еще сильнее «новых веяний», превращающих людей в зверей. (51 страница)
9. Юлия Тупикина "Учебник дерзости"
Тема: трагичность и бессмысленность жизни. Рема: сорокалетний Гена, которому изменяет жена Лена, пытается «пробиться» к людям, для чего раздевается перед сослуживицами и директрисой детского дома. Всю жизнь Гена жил как в коконе, оберегая себя от чужих невзгод, но после того, как год назад у жены случился выкидыш, у Гены начали проявляться экстрасенсорные способности. Дочь его, Алеся, школьница любит фотографа, который снимает ее голой, потом бросает Алесю, которая хочет сброситься с крыши, а пока носит мужские трусы. Чернуха-light, рядящаяся под драму абсурда.
(31 страница)
Все пьесы можно прочесть и оценить на конкурсной страничке: http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1248