pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Богомолов

Сегодня на 5 защитилась Анна Кузина (Ананская). Диплом посвящен фигуре Константина Богомолова. Защита вызвала даже некоторую дискуссию.

С разрешения публикую выдержки из моего оппонентского отзыва:

"Отзыв на дипломную работу Анны Николаевны Кузиной "Пять театральных сезонов Константина Богомолова (2010-2015)"

Работа Анны Николаевны представляется серьезным вкладом в формулирование принципов нового российского театра. По словам дипломницы, это первая попытка исследовать творчество Константина Богомолова в такой пропорции, в его режиссерских приемах. Именно это и оказывается важным: это, прежде всего, работа о форме, о формальных принципах режиссерского языка, где называются, осмысливаются, формулируются приемы, которыми воздействует Богомолов на аудиторию. Современный театр сегодня во всем мире столкнулся с неразрешимой дилеммой, которую и принято считать проявлением кризиса режиссерского сознания: отказываясь от формирования, воспитания зрительского сознания, манипулирования им, перекладывая на плечи аудитории функцию понимания, режиссер все же не в силах отказаться от своей природы. Режиссер по природе своей диктатор смыслов, интонаций, манипулятор (искусство - это вообще единственная форма манипуляции, которой мы безусловно доверяем, отдаемся ей), но в системе постдраматического театра режиссер намеренно отказывается от этой функции. Изучая формальные характеристики режиссерского мастерства Константина Богомолова, Анна Кузина пытается осознать, каким именно образом, через какие приемы осуществляется этот отказ./…/
На наш взгляд, наиболее удались у дипломницы следующие пассажи, касающиеся формулирования основных принципов режиссерского метода Богомолова: жанр постдраматической трагедии, работа с видеоэкранами как с автономной режиссерской ремаркой, тема десакрализация смерти и танатологических образов, театр новой искренности, принцип немотивированной игры, наблюдение за бытовой жизнью артиста и его образа и плавный монтаж актерской деятельности от активной к пассивной фазы, отказ от сюжетности, фотографический метод мизансценирования, «эффект Кулешова».
Особенно важно, что в работу Кузиной инкрустирована отдельное и крайне изящное изучение сценографических принципов работы постоянного соавтора Богомолова Ларисы Ломакиной - важно определение ее деятельности как "неинтерпретационной сценографии". Отдельная благодарность - за включение в анализ полноценного рассказа о спектаклях Богомолова, сделанных в Европе и не слишком доступных для зрителя. /.../
Дипломница чересчур доверяет Хансу-Тису Леману - и дело не в том, что работа "Постдраматический театр" уникальна, а в том, что методы Богомолова имеют коннотации к массе культурологических явлений XX века, и к Брехту, Мюллеру, Люпе, Варликовскому, искусству перформанса, фотографии, акционизму - ко многим феноменам можно было бы придумать ссылки, избегая монологических кивков в сторону "постдраматического театра" как всё объясняющему феномену.
Работы Богомолова условно поделены на циклы. И опять же кажется очень и очень сомнительным принцип деления: на "традиционные" и на "спор с традицией". /.../ На самом деле принцип водораздела вовсе лежит за пределами смутного термина "традиция": важнее принцип более радикального отношения к литературному материалу, лежащему в основе спектакля, и менее радикального.
В целом эта борьба дипломницы с традицией вообще ставит вопрос о необходимости отказа в разговоре о современном театре от подобного рода принципа разделений. Сформулировать сегодня, что такое традиция и что нетрадиция, что такое классика и что неклассика, на мой взгляд, вообще не представляется возможным, становится причиной массы спекуляций, а том числе в консервативном, охранительном контексте. Суть не в том, что традиционно, а что нет, суть - в принципах нового искусства, рождающегося из изменившихся условий восприятия человеком реальности.
Также упущен довольно важный разговор об основном принципе в работе Богомолова: пародировании массовой культуры, заходы Богомолова на территорию массовой культуры, использования элементов массовой культуры по принципу "секонд хэнд", принцип деиерхизации жанров./.../"

Поздравляю, прежде всего, руководителя курса и диплома Анну А. Степанову!

Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments