Тысяча театров в стране. Их кому-то надо возглавлять. Кому-то надо ставить спектакли. Сколько дееспособных талантливых режиссеров в стране? Наверное, пятьдесят. Может, семьдесят. Не больше ста - зуб даю. Кто что-то реально может. Мы толчемся в одном и том же кругу. Из этой полусотни только половина может возглавлять труппы.
К концу сезона я вижу этих режиссеров и художников - они белые от усталости. Просто белые. Лица нет. Делают по 6-8 спектаклей в сезон.
К чему приведет любая репрессивная государственная культурная политика? К такой вещи, которая в советской экономике называлась "бессортица". Помню, как в 1990е некоторые провинциальные театры возглавляли люди с образование "кулька" - "режиссура массовых действий", "режиссура фольклорных праздненств". Без слез нельзя было глядеть на их труд.
У нас есть удаленные регионы, куда вменяемых людей насильно не зазовешь работать. Квартирами не соблазнишь.
Проблема в том, что в институциях сидят люди, которые в глаза не видели, как выглядят театры в Димитровграде и Серове, в Нягани и Магнитогорске, в Шарыпово и в Железногорске. Проблем отрасли не знают. Реальных проблем.
А дальше возникают вопросы, что художников еще меньше, чем пятьдесят. А завпостов - еще меньше. Вот сейчас сократили количество бюджетных мест в Школе-студии на позицию завпостов - а их днем с огнем не сыщешь. А для провинции вообще завпостов никто не выпускает - а театральная техника всё усложняется.
И понеслась дальше колесница...