pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Тезисы лекции Виктора Рыжакова в МХТ (лаборатория "Современный актер в современном театре")

 

• Театр не может быть серьезным. Но, делая театр, мы имеем серьезные цели: изменить что-то в человеке смотрящем. То, что несерьезно, становится серьезным в восприятии.
• Репетиция - нелюбовь моя. Мне хочется быстро. Чтобы р-рр-раз и чудо. А над созданием чуда надо долго и кропотливо работать.
• Театр - это место, где можно спастись.
• В театре можно работать только 24 часа в сутки. Мы все время разбираемся. Копаемся в какой-то литературе. Выясняем, что же там, черт возьми, происходит, в чем смысл их действий. В чем суть этих неспокойных людей - героев литературных произведений. Какие-то люди оставили нам тексты. Я восемь раз читал "Войну и мир". Есть люди, которые знают, что в романе происходит. А я ничего не понимаю.
• Мы должны в театре найти эквивалент выразительности написанным словам.
• Когда Достоевский изучен до такой степени, что он стал твоим врагом и ты его же словами опровергаешь его самого, только тогда начинается взаимодействие, диалог с этим текстом. Когда ты споришь с Достоевским как с живым. Здесь, с этой вибрации, начинается театр.
• Очень важная часть природы художника - научиться быть с самим собой.
• Великие говорили: "На холодной сковороде не пожаришь яичницу". Как разогреть артиста? Вот спортсмен знает, как нужно разогреть свои мышцы перед тренировкой. А как разогреть артиста? Что нужно разогревать? Какой орган? И каким образом?
• Когда в 1990-е явилась Мастерская Фоменко, они поразили театральный мир новой интонацией. И эта интонация отличалась от бытовой, той, которую те же артисты употребляли в жизни. Причина их успеха: они по-другому стали говорить с залом. Новый театр - это вопрос новой интонации, новых способов коммуникации людей с людьми.
• Никакого "мастерства актера" не существует. Есть только опыт, которым можно распоряжаться. Но должна быть и любовь к процессу - это и есть мастерство.
• Светлана Алексиевич пишет: "Нужно сторожить в себе человека". Это очень точно сегодня. А не то убежит человек от нас. И от самого себя. Человек способен в секунду потеряться. Это цель театра - сторожить человека, не дать ему потеряться.
• Когда Чехов говорит "всю жизнь по капле выдавливать из себя раба", здесь ключевое слово не "выдавливать", а "всю жизнь". Многие понимают эту фраза как: "Ха! Да я сейчас на ваших глазах всего раба легко выдавлю". А Чехов имел в виду именно это: всю жизнь выдавливать.
• Искусство театра - это искусство жить. Сегодня я вижу очень многих людей, особенно наделенных властью, которым для того, чтобы выжить, приходится жить без глаз. Театр учит жить с открытыми глазами.
• Режиссер - это, прежде всего, организатор. И когда мне артист говорит, что от него ничего не зависит, это ложь. Артист - режиссер своей роли. И далее своей жизни.
• В театре я понимаю, что мир на самом деле мягкий. Я испытываю там всякий раз трагическое счастье. И верю в то, во что не веришь в жизни: что всё можно изменить. Театр - модель мира. Поэтому здесь можно сделать всё, чего нельзя добиться в жизни.
• За свое пространство нужно бороться, чтобы не стать частью огромного механического функционального мира.
• (про акцию МХТ им. Чехова "Google Чехов") Идет война. Во всем мире идет война. А мы 24 часа в сутки всем миром читаем Чехова. Вы все всё время воююте, вы все всё время заняты тем, что зарабатываете деньги... О'кей! А мы читаем Чехова. Это и есть современная эффективная забастовка. Читать Чехова.
• Никогда себе не говорите о том, что от вас ничего не зависит. Чтобы что-то изменить, надо сказать себе: я хочу, я заражу других моей идеей, я изменю ход вещей. Каждый день делайте свой выбор.

Ответы на вопросы:
• Вы говорите, что театр - это место, где можно спастись. А как спастись в театре, где ходят голые люди и ругаются матом?
• (после долгой паузы) Ну... мне нравятся голые люди! (зал взрывается аплодисментами)

• Как театру можно спастись от атак религиозных мракобесов?
• Самый лучший способ - это не защищаться. Терпение. Я никуда не ухожу. Я остаюсь на месте. Я не беру оружие в руки, я не намереваюсь защищаться. Я продолжаю делать то, что задумал. Лучшая борьба со страхом - не замечать его. Вот я в детстве боялся темного леса, через который надо было пройти. Но я просто шел, и мне казалось, что меня уже хватают за ноги. Но я просто шел дальше.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments