«В России патриотизм слишком часто имеет характер официального требования и выступает как государственная идеология, а не простое гуманное чувство любви к Родине. Вновь процитирую Александра Ивановича Герцена: «Любовь к отечеству, любовь к государству, как ни мудри над этими схоластическими различиями, одно ясно – это не любовь к истине, не любовь к справедливости». Или в другом месте он пишет: «Я спокон веку любил народ русский и терпеть не мог патриотизма. Это самая злая, ненавистная добродетель из всех». И далее он объясняет свою мысль: «Любовь к своим слишком сбивается на ненависть ко всем другим». Любя Россию и русского человека Герцен не боялся высказывать самые жестокие истины в их адрес, почитая это признаком именно любви, разумного и сознательного, а не животного чувства. Здесь он занимает позицию того патриотизма, который в недавние годы исповедовали советские диссиденты. И так же, как в свое время на Герцена, консервативная национал-коммунистическая пропаганда вылила на них потоки злобы и ненависти, обвиняя диссидентов в не патриотизме и в продаже России Западу. Ну а для русского человека это серьезное обвинение, так как патриотизм входит в число высших ценностей наших людей. /…/ Снова оказался прав Герцен, когда предупреждал об опасности официального патриотизма, ибо в этом качестве он имеет устойчивую тенденцию превращаться в национализм и шовинизм. Видите ли, суть этого превращения в смене положительных мотивов деятельности во благо Родины на отрицательные установки, акцентирующие чувство национальной униженности и неполноценности. У национал-патриотов, в сущности, нет другого оружия, кроме культивирования негативных эмоций, и в этом их главная опасность, потому что негативные социальные эмоции – это весьма сильное оружие.
И мы видим, что националистические настроения, несомненно, собирают свою жатву в современной России. Для них характерно широкое противопоставление современного общества, скажем, империи Романовых, идеализация России, которую мы потеряли. По данным все того же социологического исследования, на которое я опираюсь, больше половины опрошенной молодежи предпочла бы жить в дореволюционной России. Очевидно, молодые люди полагают дореволюционную Россию идеальным обществом.»
© Марголис А.Д. Александр Герцен и современная Россия