pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Расскажу о лекции Майи Кучерской в МХТ. Как сам понял и осознал.



Кучерская провела обзор российской художественной литературы об истории. Выводом стала такая позиция: история для писателя - строительный материал, только кубики для отражения психозов современности. Историческое мышление становится зеркалом собственного мировидения.
Показать полностью… Очень важно, что эта позиция разворачивается не только на современном материале, но и на классике. Пушкин и Карамзин отвечали острым запросам современности. Хороший пример - "Юрий Милославский" Михаила Загоскина: заглавный герой - "денди" начала XIX века, забияка, хулиган, помещен в обстоятельства XVII века. История оживает тогда, когда мы на нее смотрим взглядом современника. Я тут думал о том, что отношения истории и литературы в исторической прозе парадоксальным образом напоминают отношения режиссуры и литературы в театре, где классическая литература также становится зеркалом для самоосознания современника.
Пушкинская традиция исторической прозы - моя семейная история как часть большой истории, через опыт частного и близкого человека посмотреть на исторический процесс.
Постоянно меняющияся идеология и переписываемая история в XX веке породила феномен исторической амнезии в обществе, вынужденного стирания самых травматических моментов.
Отсюда вторая важная тенденция появляется у почвенников, деревенщиков - восстановить историческую память, речь, язык, вернуть человеческую правду, историю частного человека, "взорвать Министерство правды" (по Оруэллу). Историк не всегда имеет право взять сюжет из апокрифа, неофициальной истории, писатель - может обратититься в частным сюжетам, народной мифологии. Отсюда же и романы Улицкой - "малая" история своей страны ("Детство 49-53").
Тенденция 2010-х (Яхина, Прилепин) - я, сегодняшний, пытаюсь разобраться в истории и понимаю, что и тогда можно было жить; жизнь возможна и в той атмосфере. Опыт противостояния, шаламовская традиция. Способы выживания в тоталитаризме, как сохранить себя в обществе тотального контроля.
Важная тенденция Водолазкина ("Лавр", "Авиатор") - предначертанность истории, рок, судьба. Век XX и средневековья соединяются именно в этом моменте. Времени нет, время - это условность. Мы завязли во времени, время дано нам в силу нашей слабости. Время как одежда - можно снять, можно носить. Отсюда - ответственность за свое время; что именно ты сделал для истории? Идущая от Дмитрия Лихачева (Водолазкин - филолог, работавший под его начальством и оставивший отличные воспоминания о Лихачеве) понимание истории и времени.
Михаил Шишкин ("Письмовник") - все рифмуется, принципиальной разницы во временах не существует. Писатель должен искать универсальный язык для описания всего исторического процесса, историческое "эсперанто".

Фото Даниила Романова

Subscribe

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • (no subject)

    Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments