Сегодня день рождения у режиссера Дмитрия Егорова, и я думаю о его (в том числе) спектакле «Молодая гвардия» в петербургской «Мастерской». Не мог вовремя написать о своем сильнейшем впечатлении, так как был в жюри – теперь можно.
В финале почти пятичасового спектакля – видео, где запечатлено начало репетиций: молодые артисты, защищаясь смехом от пафоса, говорят о том, что история Молодой гвардии для них – либо седая древность, либо история, которую уже не раскопать из-под слоя идеологического пепла. Ни знаний, ни эмоций. Но только что на сцене мы видели совершенно других артистов, обожженных этой историей, – которые всякий раз проходят заново крестный путь молодогвардейцев, распятых дважды – сперва фашистами, затем коммунистической системой, сталинизмом, упрямо закатывающих живых мертвых героев в асфальт и бетон героического культа, в бронзу монумента. Это две разные команды, и режиссер Егоров сделал всё, чтобы молодые люди прошли этот путь тяжелого, страшного познания правды. Правда о молодогвардейцах кого хочешь заставит поседеть, и в этом смысле путь, который прошли артисты «Мастерской», - необратим. Они уже другие. И зрители, прошедшие тот же путь познания, никогда не станут прежними.
Часть спектакля, за которую отвечал Дмитрий Егоров, - это документальный спектакль. А когда человек прибегает к документу? Когда он смертельно устал от интерпретаций. И в этом смысле, спектакль доказывает, что правда о молодогвардейцах сильнее, чем любые интерпретации их подвига. Егоров предъявляет свое художественное поколение как поколение людей, упрямо желающих видеть и знать правду, не отворачиваясь от самых страшных граней бытия. Бесстрашие перед безднами познания.
Правда о мологвардейцах предъявлена так, что она сама способна разоблачить все мифы вокруг себя – и либеральный, и патриотический, и советский, и антисоветский. Здесь есть правда и карателей (стихотворения убийц и воззвание донских казаков к Гитлеру), и она тоже, оставаясь правдой, разоблачает саму себя. Право же, публика часто ждет от сегодняшних спектаклей о войне эффекта разоблачения и десакрализации. А здесь же, напротив, именно предъявление правды без прикрас делает подвиг мологвардейцев христианским подвигом, страстотерпием людей, положивших свои души за други своя. Правда не разоблачает героев, правда сакрализирует жертву.
Подробный список эксгумированных тел молодогвардейцев с кошмарными увечьями артисты читают до конца, не скрывая от нас ни одной детали. И это, наверное, одно из самых жутких впечатлений, которые я пережил в театре. И это то, что нужно знать и об их подвиге, и о сути любой войны. То, что разрушает любой пафос и любой памятник.
Правда о молодогвардейцах дополнена печальной хроникой идеологии, которая ломала судьбы, переписывала историю Молодой гвардии так, как это было нужно режиму. Для создания мифа из были нужно было врать, менять историю, калечить людей, и совершенно логично, что застрелившийся от вранья и вынужденной подлости Александр Фадеев в этом спектакле оказывается последним молодогвардейцем, сброшенным в яму истории. Он разделил участь своих героев, покаравший сам себя за предательство правды.
Последняя часть «Молодой гвардии» - съемка из современного Краснодона, земли, на которой сегодня вновь льется кровь. Экскурсовод ведет нас по городу, показывая, что все мемориальные объекты все еще существуют, они последние свидетели событий. Это своеобразный Иерусалим со станциями мытарств нового Христа. И это еще один уровень правды, который обжигает зрителей, – тут все еще живо, тут все еще дышит добровольным мученичеством молодых людей.
С днем рождения, Дмитрий! И спасибо тебе за это редкостное внимание к правде и желание жить по правде, которую ты обычно внушаешь артистам, добиваясь от них часто даже не столько эстетического эффекта, но и требований «новой» этики.