pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Лаборатория "Жара" в Астрахани

В выходные летал в Астрахань в частный театр "Периферия", который впервые для себя и для города сделал лабораторию по современной пьесе. Это были счастливые дни: честно говоря, на такое я даже не расчитывал - словно вернулась энергия первых семинаров и лабораторий по новой пьесе из середины нулевых. На самом деле технология, изобретенная в те годы, работает до сих пор на оживление театрального пространства, модернизацию эстетики и рекрутинг нового зрителя. Энергия, которая прет из новых текстов, активизирует диалог публики и театра, артиста и города.
Театр "Периферия" в Астрахани организовали артисты местного театра драмы Лидия Елисеева и Александр Беляев, когда переехали в город после череды обычных актерских миграций (Ижевск, Оренбург, Орск и т.д.). Театр называется "общедоступным" и существует, арендуя у Астраханского Дома актера несколько дней в месяц. Это вообще счастливая возможность для провинциальной культуры - когда хотя бы Дом актера может работать как открытая площадка, порождая новые возможности. Дом актера находится в том же здании, где квартира-музей Велимира Хлебникова, где жил и его отец. Это крошечное помещение в старом доме, где есть партер в сотню мест и микросценка меньше, чем 3 на 5 метров. Всё делают сами, привлекая молодежь, включая волонтеров и прекрасных студентов-актеров местного колледжа. Когда ездили на фестиваль Коляда-plays, где получили награду, декорацию на своей машинке Александр Беляев вез от Волги до Исети - двое суток. А когда артисты ехали с фестиваля домой, то читали в поезде современные пьесы, привлекая для этой работы еще и попутчиков в плацкарте. И еще: говорят, что Коляда и был главным мотиватором для создания своего театра. Этот Коля Коляда, он на самом деле всю театральную Россию вдохновляет, давая пример, как можно делать невозможное, как можно действовать путем самоорганизации, а не благоволением чиновников.
Начиная каждый показ своего театра, режиссер Александр Беляев объявляет: фото и видео категорически разрешены. Именно через этот новый механизм о театре узнает самая активная часть населения - блогосфера. Другие запрещают.
Здесь, наверное, стоит напомнить о том, что Астрахань - город девственный для такого рода инициатив. Современную пьесу здесь ставят редко, молодую режиссуру государственные театры не зовут на постановки, да - и положа руку на сердце - давно ли вы слышали о каких бы то ни было астраханских постановках, победах на конкурсах, фестивалях, событиях. Город несколько потерялся на огромной театральной карте страны, где почти повсеместно происходят какие-то серьезные события.

За два дня лаборатории "Жара" - две лекции, два спектакля, два эскиза, три читки: невиданная интенсивность. Активнейшие обсуждения после читок - такого театрального предложения в Астрахани больше нет. Вокруг театра моментально организуется свой круг.
В "Одноклассниках" Тадеуша Слободзянека звенел школьный звонок между сценами и артисты с радостными лицами читали патриотические польские стихи, чтобы потом доказывать самим себе, как время, где тоталитарные общества человеку дали право на насилие, разоблачает идеализм речевок. Веселые школьные годы, начавшиеся как "живая скульптура" из спортивной эстетики 1930-х, завершается нагромождением насилия, где уже невозможно делить мир на "мы" и "они" и нужно разбивать заговор молчания, скрывающий преступления. Поляк критично пишет о поляках и своей пьесой говорит о необходимости перестать наделять себя статусом жертвы - который чаще всего маскирует статус агрессора. Не враги сожгли родную хату, а мы сами ее и сожгли.
В "Русской смерти" по Ирине Васьковской царит на сцене русский дзен. Ничего не делающие жещины и мужчина-алкоголик в одежде охранника супермаркета, случайная тщетная надежда на лучшую жизнь. Крыша течет, у стульев нет сидений, водка, майонез, дешевая колбаса. Тряпкой, которой вытирают пыль, главная героиня вытирает слезы. Люрексное платье похоже на ночнушку. "Жизнь прожита не про меня" - диагноз общества, потерявшего смысл жизни, но все еще сохраняющий идеалистические романтические представления о реальности.
Артист Николай Смирнов очень сильно играет давнюю пьесу Клавдиева "Я, пулеметчик". Увидеть в современном бандите сложнейшую драму, увидеть в нем мучающего человека, увидеть в повседневности сопротивление и героизм. Каждому поколению своя война, и мужчине надо любую войну, даже поганую, прожить достойно. В герое 1990-х пробуждается дед с его рассказами о Второй мировой, а контекст 2010-х добавляет к пьесе новую интонацию: пацифизм. Герой Клавдиева ощущает усталость от жизни, которая постоянно формулируется как война, завоевание, борьба. Зачем все время воевать?
На читке пьесы Юлии Тупикиной "Вдох-выдох" герои грызли семечки и плевали на пол, а в финале читке показали мастер-класс скорой уборки помещения по заветам Маленького принца. Проблемы южного города близки Астрахани, и тут многие могут сказать фразу из пьесы: "Этому городу не хватает виолончели". Тонкие сложносочиненные люди, ребенок-тинейджер, расчесывающий себе руки, чтобы справиться с душевным тремором, и огромное внушаемое большинство, подверженное диктату рекламы, пропаганды и уроков "кубановедения". Любимая тема Юлии Тупикиной: как современная наука помогает понять наше место в этом безумной мире - живая молекула всегда неправильная по форме.
Финская пьеса "Маленькие деньги" Сиркку Пелтола: не главный герой ненормален, ненормален мир. Герой по имени Ясон - ментально нездоровый детина и цепочка событий, которая выстраивается словно рок, поступь судьбы. Ощущение, возможное в повседневности и сиюминутности, - стоит только разглядеть за случайностью закономерность.
Удивительная пьеса Маши Конторович "Мама, мне оторвало руку" представлена как пестрая шумная молодежная тусовка. Героиня слушает мать, что, мол, даже инвалиды чего-то добиваются в жизни, и в результате, подозревая о своей бессмысленности и безнадежности, отрезает себе руку. Финальная пляска под семплированную песню Винни-Пуха выглядит как гимн нашей всеобщей бездарности и бесполезности. Смеешься-смеешься на этом полупародийном фарсе, а потом нарастает чувство жути: поколения людей живут без перспектив, без будущего, вне поиска смысла жизни, без понимания "кто я", увлекаясь фальшивыми ценностями, которые просто некому разоблачить, - люди копируют судьбы друг друга. Женщине уготовано только две роли: либо домохозяйка, либо шлюха-супермодель, и тут пьеса Конторович оказывается еще и легким манифестом феминизма. Какая же жутко-веселая пьеса про адский тупик жизни!
"Френдзона" Олжаса Жанайдарова сделана в пространстве боксерского ринга, где много физических действия и прямого спарринга. Это не менее страшная пьеса о любопытом феномене: ранная сексуальность подростков приводит к тому, что подлость и шантаж, зависть и ревность рождаются раньше чувства любви и, тем более, культивируются масс-медиа. Подростки ведут себя как в сериале, изводя друг друга ядом чувств. Бокс придает ситуации острое чувство опасности, близости к трагедии. Жаль, что спектакль короткий - пьесе не хватает второго акта, ситуация только заявляется.

Спасибо, "Периферия"!



</p>
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments