В "Коновалове" Российского молодежного театра есть очень волнующая тема. Режиссер Олег Долин соединяет известный рассказ Горького с одной нехарактерной для цикла "Несвоевременные мысли" статьей. Горьковский сюжет после самоубийства Коновалова продолжается итогом, выводом - русский интеллигент Максим (Горький), пережив это событие, выходит к аудитории и робко читает статью. Ее смысл - в долге интеллигента, в культурной работе, которая часто кажется бессмысленной: медленно, не надеясь на результат, возвращать русскому человеку уважение к себе, медленно избавляться от рабства, гнета, неосмысленности существования. Важно вернуть в Россию уважение к человеку. И это прямой долг культуры.
И вот совершенно ясно, что в голове у создателей спектакля нет радушного доверия к этим горьковским словам: они одновременно и верят, и не верят им, и солидаризируются, и сомневаются. Верят, потому что этим текстом спектакль завершается и произнесен он артистом Дмитрием Кривощаповым просто и без позы, неуверенно, под покрытием робости. И не верят, потому что мы видим старинную, дореволюционную историю дружбы будущего Горького и странника Коновалова современными глазами, со знанием того, что станет с идеями Горького в XX веке. Горьковская мысль - почти вся - была реализована в советском проекте, он один из создателей идеи СССР. И теперь мы видим (это материальный образ из спектакля, художник Александра Дашевская) только остовы скульптур советских пионеров, у которых вместе рук, ног или головы - штырь арматуры. Советский проект лопнул, лопнул и горьковский пафос, который был поставлен на службу государству и был проституирован временем, вернее теми средствами, который употреблялись для реализации этого пафоса. Нам в самом деле остался только пепел этих выгоревших идей.
В основе рассказа "Коновалов" - опыт возрождения человека, когда душевный контакт между интеллигентом из рабочих и необразованным, но чувствующим рабочим привел к самым серьезным результатом. Тут видно пробуждение народных сил, появление высокого образа человека в душе пролетария, образование, очищение человека, который наконец осознал свой силу, высвободился из мучений, висящих грузом на его крыльях. Горький показывает, как можно хотя бы на время поднять человека из болота.
Обрушившиеся, траченные пионеры напоминают зрителю о том, что эти идеи Горького в истории потерпели фиаско. Но спектакль 2018 года говорит о другом: если идеи потерпели фиаско, это совсем не значит, что идеи плохи. Это означает лишь то, что их неправильно использовали.
И слова Горького о том, что "Культурная работа в условиях русской жизни требует не героизма, а именно мужества — длительного и непоколебимого напряжения всех сил души. Сеять «разумное, доброе, вечное» на зыбучих болотах русских — дело необычайной трудности, и мы уже знаем, что посевы лучшей нашей крови, лучшего сока нервов дают на равнинах российских небогатые, печальные всходы. А, тем не менее, сеять надо, и это дело интеллигента, того самого, который ныне насильно отторгнут от жизни и даже объявлен врагом народа" вдруг начинают звучат заново и очень мощно, вновь резонируя. Это стук человека с молоточком из чеховского "Крыжовника".
Спектакль "Коновалов" в РАМТе еще только начинающего режиссерский путь постановщика показывает один из действенных выходов из постмодернистского дискурса. Быть может, цель нового искусства - поднять и хорошенечко отмыть слова с большой буквы, которые были уничтожены и разбиты людоедскими тоталитарными системами XX века. Нагнуться, поднять и отмыть.
И в этом смысле в спектакле "Коновалов" сформулировано то, что очень редко можно встретить в российском театре сегодня. В теме и интонации этот спектакль - эксклюзивен.