pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Памяти Олега Табакова

Когда я был ребенком, я заслушивал до дыр пластинку с мюзиклом "Али-баба и сорок разбойников" со стихами Вениамина Смехова на музыку Сергея Никитина и Виктора Берковского. По многу раз. И до сих пор хотя бы раз в год возобновляю это впечатление, ведь пластинка эта меня воспитала.
Али-Бабу играет и поет Олег Табаков, Фатиму - Наталья Тенякова. Кто бы сказал тогда, что работать я буду рядом с ними.
Все, что я знаю и чувствую по отношению к Олегу Табакову - все это есть в этой удивительной роли.

Строгая доброта, прежде всего. Любить жизнь, "друга любить", быть радушным и участливым, раздавать добро и ласку разным людям, но быть строгим в отказах, не позволять на себе ездить, не иметь ничего общего с милотой и маниловщиной. Шел с базара, все раздал нищим и детям. "На Востоке живешь / Весь базар позовешь / Наш обычай хорош".

Семейственность. Табаков создавал чувство уюта, домовитости. Он любил, говорят, песню "Переведи меня через майдан", видимо, понимая, что семья - это чертог, где можно от торжища людского спрятаться. То, что в МХТ на особом счету рожающие детей, что это культ в Художественном театре до такой степени, что это объявляется во всеуслышание, - такого не встречал больше нигде. Рожающие детей тут священны, словно театр - сплошные ясли, питомник.

Любопытство. Али-Баба дает волю любопытству, заглядывая в пещеру разбойников. Потому что любопытство побеждает страх. Когда человек любопытен, он уподоблен ребенку, который не ведает страха и идет к тому, что любопытно. Быть любопытным под страхом смерти.

Спокойствие и достоинство. Зная, что Зейнаб ждет его поздно вечером, Али-Баба идет к ней неспешно, с достоинством, неся домой взятое у разбойников золото. Он поспешает жить, никуда не спеша.

Чуткость к таланту, отсутствие зависти. Касыма снедает зависть, Али-Баба этого чувства лишен. Табаков умел восхищаться другими и помогать другим реализовываться. Здесь, в МХТ, кто-то все время вставал на ноги.

Лукавство в сочетание с наивностью, небывалый синтез того и другого. Все-таки он был восточный (по-хорошему!) человек.

Теперь реальность закончилась. Теперь начинается сказка. А сказка бессмертна.

Практически каждый из артистов, кто прошел через педагогику Олега Табакова, вспоминает одну его фразу: "Театр - дело веселенькое". По-моему, это очень хороший совет.

Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment