Али-Бабу играет и поет Олег Табаков, Фатиму - Наталья Тенякова. Кто бы сказал тогда, что работать я буду рядом с ними.
Все, что я знаю и чувствую по отношению к Олегу Табакову - все это есть в этой удивительной роли.
Строгая доброта, прежде всего. Любить жизнь, "друга любить", быть радушным и участливым, раздавать добро и ласку разным людям, но быть строгим в отказах, не позволять на себе ездить, не иметь ничего общего с милотой и маниловщиной. Шел с базара, все раздал нищим и детям. "На Востоке живешь / Весь базар позовешь / Наш обычай хорош".
Семейственность. Табаков создавал чувство уюта, домовитости. Он любил, говорят, песню "Переведи меня через майдан", видимо, понимая, что семья - это чертог, где можно от торжища людского спрятаться. То, что в МХТ на особом счету рожающие детей, что это культ в Художественном театре до такой степени, что это объявляется во всеуслышание, - такого не встречал больше нигде. Рожающие детей тут священны, словно театр - сплошные ясли, питомник.
Любопытство. Али-Баба дает волю любопытству, заглядывая в пещеру разбойников. Потому что любопытство побеждает страх. Когда человек любопытен, он уподоблен ребенку, который не ведает страха и идет к тому, что любопытно. Быть любопытным под страхом смерти.
Спокойствие и достоинство. Зная, что Зейнаб ждет его поздно вечером, Али-Баба идет к ней неспешно, с достоинством, неся домой взятое у разбойников золото. Он поспешает жить, никуда не спеша.
Чуткость к таланту, отсутствие зависти. Касыма снедает зависть, Али-Баба этого чувства лишен. Табаков умел восхищаться другими и помогать другим реализовываться. Здесь, в МХТ, кто-то все время вставал на ноги.
Лукавство в сочетание с наивностью, небывалый синтез того и другого. Все-таки он был восточный (по-хорошему!) человек.
Теперь реальность закончилась. Теперь начинается сказка. А сказка бессмертна.
Практически каждый из артистов, кто прошел через педагогику Олега Табакова, вспоминает одну его фразу: "Театр - дело веселенькое". По-моему, это очень хороший совет.
