Сегодня в программе "Золотой Маски" и Института театра в Электротеатр была любопытная и очень представительная дискуссия о том, чем запомнились 2010-е годы в театре.
Записал тезисно то, что мне показалось интересным:
• Документальный театр приучил зрителя к изображению повседневности на сцене, бессобытийной, даже скучной житейской ткани. Любовь и внимание к повседневности, наблюдение за повседневностью как часть театрального восприятия (Кристина Матвиенко)
• Вербатим вернул в театр этическую проблему, когда протопип и герой оказываются в одном пространстве по разные стороны рампы (Михаил Патласов)
• Влиятельность документального театра - это пролонгированное последствие публикаторского бума в отношении исторических документов в перестройку и присутствия документа на ТВ. Документальный театр проник в табуированные зоны для театра, снял с них гриф "табу" (Наталья Пивоварова). Документальный театр дал голос тем, у кого его до этого не было на театральных подмостках (Кристина Матвиенко)
• Док изменил всё в современном театре. Вербатим привел новых героев на сцену (Алексей Платунов)
• Документальный театр породил новый, крайне важный жанр 2010-х годов: вербатим о городе, о локальной проблеме (Оксана Кушляева). Этот жанр дал разрозненным, разобщенным российским городам право быть услышанными в федеральном масштабе (Глеб Ситковский).
• Документальный театр поставил вопрос об огромной пропасти между поменявшейся реальностью и устаревшими театральными представлениями об изображении этой реальности. Он выполнил роль корректора, "уточнителя" представлений о правдопободии в театре (Павел Руднев). Документальный театр внес вклад в эволюцию правдопободия (Всеволод Лисовский).
• Документальный театр сделал тело человека документом. От вербатима зародилось движение документальной хореографии (Ника Пархомовская)
• Жанр сайт-специфик - это эмансипация театрального пространства. Это результат того, что целое поколение новых художников ощутило тесноту театральных площадок, захотелось выйти на простор, всё сделать театром. Успех проектов Федора Елютина находится в прямой зависимости от желания общества выходить на демонстрации в начале 2010-х, размыкать личное пространство. (Алексей Платунов)
• Сайт-специфик показал, что ландшафт может быть нарративен. Когда театр размыкается, иной нарратив может быть и не нужен (Всеволод Лисовский)
• Популярность жанра сайт-специфик происходит на фоне утраты реальности, это агония по поводу потери чувства реальности. И поэтому театр внедряется в реальность, чтобы ее удержать (Алена Карась)
• Сайт-специфик - это вынужденная мера в виду отсутствия ресурсов финансирования у нового поколения, от безысходности (Михаил Патласов)
• Все новые явления, появившиеся в 2010-е, ставили сущностный вопрос: что такое театр, где границы театральности. Они нащупывали эти границы, проверяли театр на разрыв. (Елена Ковальская)
• Социальный театр 2010-х - это создание опытов, которые станут примером для реальности. Социальный театр создавал на сцене то, чего нет в реальности, и тем самым сподвигал реальность к реализации этого опыта. Квартира Бориса Павловича в Петербурге - это созданная реальность, где побеждены все житейские несправедливости (Елена Ковальская)
• Социальный театр - это не только театр инклюзивный, спектакли с участием людей с ограниченными возможностями. Не надо эти явления приравнивать (Ника Пархомовская)
• На популярность всех жанров в театре с использованием технических средств влияет геймерство, опыт новой сенсорики. Театр начал использовать эту новую энергию и новую систему восприятия для своей пользы. (Михаил Патласов)
• Театр 2010-х отражал тенденцию к возникновению как можно большего числа горизонтальных связей как оппозиции к вертикальным связям (Алексей Киселев)
• Требование времени - создание групповых спектаклей, где тоталитарное режиссерское сознание уходит с исчезновением советской идеологии (Дмитрий Волкострелов)
• К концу 2010-х театр перестал интересоваться реальностью, так как совершенно не интересно заниматься застойными явлениями. Театр уходит в историю. Мы начинали работать с Павлом Пряжко, а теперь делаем спектакль по новгородским берестяным грамотам и пермским богам (Дмитрий Волкострелов)
• Невозможно не работать с современным искусством, если ты работаешь с современным театром. Надеюсь, что в театральных вузах будет преподаваться история искусств после "Черного квадрата" Казимира Малевича. (Дмитрий Волкострелов)
• 2010-е - это конец нежных отношений между театром и властью. (Алена Карась)
• Принятие Дмитрием Брусникиным документального театра как легитимной части актерского образования в Школе-студии МХАТ - это и апогей, и конец эпохи "Новой драмы". Бороться больше не за что, и ситуация с современной пьесой вошла в естественные ритмы современного театра, стала нормой. (Павел Руднев)
• В 1990-е и 2000-е драматурги хотели ставиться. В 2010-е драматурги хотят стать частью постановочной команды. Карьерные стратегии для драматурга сегодня - это резидентура в театре, создание тандемов режиссер-драматург, когда пьеса пишется не для театра, а она в театре создается. (Павел Руднев)
• В 2010-е в театр приходят современные прозаики: Евгений Водолазкин, Дмитрий Данилов, Анна Старобинец, Гузель Яхина, очень часто стал ставиться Виктор Пелевин. Литературное будущее театра во многом связывается именно с синтезом театра и беллетристики: писателям в театре стало интересно. (Павел Руднев)
• В театр пришла феминистская тема и феминистская драматургия. Одна из главных тем феминистской пьесы: тема насилия и власти как норма мизогинного общества. (Наталья Зайцева)
• Реальностью занимаются в театре все, а будущим - никто. (Михаил Патласов)