pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Чем запомнились 2010-е годы в театре

Сегодня в программе "Золотой Маски" и Института театра в Электротеатр была любопытная и очень представительная дискуссия о том, чем запомнились 2010-е годы в театре.

Записал тезисно то, что мне показалось интересным:

• Документальный театр приучил зрителя к изображению повседневности на сцене, бессобытийной, даже скучной житейской ткани. Любовь и внимание к повседневности, наблюдение за повседневностью как часть театрального восприятия (Кристина Матвиенко)
• Вербатим вернул в театр этическую проблему, когда протопип и герой оказываются в одном пространстве по разные стороны рампы (Михаил Патласов)
• Влиятельность документального театра - это пролонгированное последствие публикаторского бума в отношении исторических документов в перестройку и присутствия документа на ТВ. Документальный театр проник в табуированные зоны для театра, снял с них гриф "табу" (Наталья Пивоварова). Документальный театр дал голос тем, у кого его до этого не было на театральных подмостках (Кристина Матвиенко)
• Док изменил всё в современном театре. Вербатим привел новых героев на сцену (Алексей Платунов)
• Документальный театр породил новый, крайне важный жанр 2010-х годов: вербатим о городе, о локальной проблеме (Оксана Кушляева). Этот жанр дал разрозненным, разобщенным российским городам право быть услышанными в федеральном масштабе (Глеб Ситковский).
• Документальный театр поставил вопрос об огромной пропасти между поменявшейся реальностью и устаревшими театральными представлениями об изображении этой реальности. Он выполнил роль корректора, "уточнителя" представлений о правдопободии в театре (Павел Руднев). Документальный театр внес вклад в эволюцию правдопободия (Всеволод Лисовский).
• Документальный театр сделал тело человека документом. От вербатима зародилось движение документальной хореографии (Ника Пархомовская)
• Жанр сайт-специфик - это эмансипация театрального пространства. Это результат того, что целое поколение новых художников ощутило тесноту театральных площадок, захотелось выйти на простор, всё сделать театром. Успех проектов Федора Елютина находится в прямой зависимости от желания общества выходить на демонстрации в начале 2010-х, размыкать личное пространство. (Алексей Платунов)
• Сайт-специфик показал, что ландшафт может быть нарративен. Когда театр размыкается, иной нарратив может быть и не нужен (Всеволод Лисовский)
• Популярность жанра сайт-специфик происходит на фоне утраты реальности, это агония по поводу потери чувства реальности. И поэтому театр внедряется в реальность, чтобы ее удержать (Алена Карась)
• Сайт-специфик - это вынужденная мера в виду отсутствия ресурсов финансирования у нового поколения, от безысходности (Михаил Патласов)
• Все новые явления, появившиеся в 2010-е, ставили сущностный вопрос: что такое театр, где границы театральности. Они нащупывали эти границы, проверяли театр на разрыв. (Елена Ковальская)
• Социальный театр 2010-х - это создание опытов, которые станут примером для реальности. Социальный театр создавал на сцене то, чего нет в реальности, и тем самым сподвигал реальность к реализации этого опыта. Квартира Бориса Павловича в Петербурге - это созданная реальность, где побеждены все житейские несправедливости (Елена Ковальская)
• Социальный театр - это не только театр инклюзивный, спектакли с участием людей с ограниченными возможностями. Не надо эти явления приравнивать (Ника Пархомовская)
• На популярность всех жанров в театре с использованием технических средств влияет геймерство, опыт новой сенсорики. Театр начал использовать эту новую энергию и новую систему восприятия для своей пользы. (Михаил Патласов)
• Театр 2010-х отражал тенденцию к возникновению как можно большего числа горизонтальных связей как оппозиции к вертикальным связям (Алексей Киселев)
• Требование времени - создание групповых спектаклей, где тоталитарное режиссерское сознание уходит с исчезновением советской идеологии (Дмитрий Волкострелов)
• К концу 2010-х театр перестал интересоваться реальностью, так как совершенно не интересно заниматься застойными явлениями. Театр уходит в историю. Мы начинали работать с Павлом Пряжко, а теперь делаем спектакль по новгородским берестяным грамотам и пермским богам (Дмитрий Волкострелов)
• Невозможно не работать с современным искусством, если ты работаешь с современным театром. Надеюсь, что в театральных вузах будет преподаваться история искусств после "Черного квадрата" Казимира Малевича. (Дмитрий Волкострелов)
• 2010-е - это конец нежных отношений между театром и властью. (Алена Карась)
• Принятие Дмитрием Брусникиным документального театра как легитимной части актерского образования в Школе-студии МХАТ - это и апогей, и конец эпохи "Новой драмы". Бороться больше не за что, и ситуация с современной пьесой вошла в естественные ритмы современного театра, стала нормой. (Павел Руднев)
• В 1990-е и 2000-е драматурги хотели ставиться. В 2010-е драматурги хотят стать частью постановочной команды. Карьерные стратегии для драматурга сегодня - это резидентура в театре, создание тандемов режиссер-драматург, когда пьеса пишется не для театра, а она в театре создается. (Павел Руднев)
• В 2010-е в театр приходят современные прозаики: Евгений Водолазкин, Дмитрий Данилов, Анна Старобинец, Гузель Яхина, очень часто стал ставиться Виктор Пелевин. Литературное будущее театра во многом связывается именно с синтезом театра и беллетристики: писателям в театре стало интересно. (Павел Руднев)
• В театр пришла феминистская тема и феминистская драматургия. Одна из главных тем феминистской пьесы: тема насилия и власти как норма мизогинного общества. (Наталья Зайцева)
• Реальностью занимаются в театре все, а будущим - никто. (Михаил Патласов)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment