pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Последний, решительный

Наблюдения за картиной театральной России говорят о том, что театр наш в последние годы стал активно критиковать капитализм. Наросла новая буржуазия пуще прежней, расслоение общества достигло невиданных масштабов, центр и периферия наглядно отличаются друг от друга, стали отдельными государствами, и театр не может не откликаться на очевидные предпосылки для новых классовых конфликтов.
Среди множества явлений - и "Три толстяка" в БДТ в режиссуре Андрея Могучего. Молитвенный текст для всех школьников, родившихся в Советском Союзе. То, что формирует личность, дает лексикон для познания жизни. У Олеши дар создания новой мифологии. И я в детстве тоже не мог устоять от магии этой сказки.
В спектакле Андрея Могучего много прекрасного, что требует отдельного описания и анализа. Но меня беспокоит один аспект. Как и в любом спектакле режиссера здесь очень много деконструкции, иронического цитирования, бездна трактовки, обогащения новыми смыслами, переписывания.
Но обильно интерпретируя, Могучий оставляет константной, нетронутой идею революционной удали Тибула, самоуверенности в том, что новый мир после свержения трех толстяков станет каким-то принципиальным иным. Героизм мускулистого татуированного Тибула, юного маргинала с оружием в руках и агрессивных красных трениках, остается безупречным и некритичным.
А мне все же кажется, что интонация нашего времени, прежде всего, диктует понимание того, что именно идея народной революции, после которой наступает благоденствие, воспетая Юрием Олешой в 1924 году, является катастрофически не состоятельной в 2019 году. Эксплуатация - да. Необходимость отстаивать права - да. Классовая борьба - да. Обнаглевшее племя чиновников, живущих на другой планете, - да. Но идея последнего, решительного насилия, после которого насилия не станет, - нет, нет и еще раз нет. Этот символ веры Олеши не работает сегодня. Мы прожили XX век именно для того, чтобы это выучить.
Но именно эта героическая бравада - повторяюсь - остается незатронутой в чудесном спектакле. Возможно, она каким-то образом преобразуется в последующем, третьем спектакле цикла, если он будет в БДТ поставлен.



© пресс-служба БДТ/Стас Левшин
Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments