Интересное кино Фассбиндера 1975 года "Вознесение матушки Кюстерс", где продемонстрировано, как общество на всех уровнях монетизирует трагедию. В финале Фассбиндер отвергает путь постановки экшена, где бы все умирали в эффектной стрелялке, и просто дает кусок сценария в виде текста на экране. Не хочет развлекать, не хочет продолжать превращать смерть в консьюмеристское шоу. Не хочет сражаться за внимание.
Я думал о том, как прорастает в этом сюжете пьеса Эрдмана "Самоубийца" - ей советская власть не дала ходу в 1920-е, и Фассбиндер только в 1970-е годы составляет нечто подобное, похожее. Это история о том, как торгуют смертью, и как простой стереотипный гражданин соглашается на это саморазоблачение, как банальный человек становится царьком, микро-Наполеоном, "Мининым и Пожарским", разменивает бессобытийность своего существования на событие, дискредитирующее его самого, но дающее ему хотя бы 15 минут славы и иллюзию героизма.
Вот вам еще одно последствие цензуры: не свершившееся художественное событие-высказывание, которое могло бы изменить ход истории в 1920-е, находит своего второго автора только в 1970-е, но только в другой стране и другом обществе.