С радостью наблюдаю серьезную эволюцию режиссерских умений Александра Ряписова. Посмотрел, правда, на видео две его последние очень мощные работы. Два моноспектакля. Это "Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин", который играет Максим Потапченко в Лесосибирском театре "Поиск" по дневникам Достоевского - ироничная, даже в чем-то злая работа сознания автора в его повседневности, самозакапывание в "кладовой писателя", в герметичности дневника. И номер два - это "Говорит Москва" по пьесе Юлии Поспеловой (частный нижегородский проект: Центр театрального мастерства). Актриса Нижегородской драмы Наталья Кузнецова (она играла еще в старом спектакле Ряписова по "Подлинной истории Фрекен Бок" Михайлова) превращает спектакль в концерт, даже злобное кабаре. Начинает петь, подражая Дине Верни "По шпалам бля по шпалам бля по шпалам", потом снова превращается в девочку - дочь Сталина. И весь монолог - это вытравление человеческого, детского, нежного, идеалистического - актриса виртуозно превращает свою героиню в некий симбиоз униформистки-охранницы и прокуренной зэчки. Светлана Алиллуева словно проживает в своей биографии галерею чужих судеб, судьбу народа своей страны. И есть в этой роли такая страшная ядовитая красота, красота василиска. Это очень здорово сделано, не так у нас много режиссеров, которые могут специализироваться на выпуске крепких моноспектаклей. Тем более по современной пьесе.
Вот еще что важно. Впервые я увидел Александра Ряписова-режиссера на спектакле "Ближе" Марбера частного театра "Zooпарк", когда-то считавшегося достопримечательностью Нижнего Новгорода. На фестивале этот спектакль я хвалил, и отчетливо помню скепсис некоторого числа театральных деятелей по поводу первых шагов местного режиссера в частном театре, которые бог весть отчего считаются театрами второго сорта и полулюбительскими (есть такая фанаберия от статусных театров). Ряписов не является выпускником престижных режиссерских школ обеих столиц, у него за плечами только актерский опыт и екатеринбургский институт. И обычно я встречаю такое повсеместно: однозначное обожание режиссерской молодежи со столичным образованием и пренебрежение местными локальными кадрами. Встречал такое и в Перми, и в Красноярске, и в Уфе, и в Самаре, далее везде. Это абсолютно не верно и абсолютно не справедливо. Люди растут и развиваются, даже являясь самородками. И случай Александра Ряписова, который к пятидесяти годам становится крупным режиссером с федеральной славой, - тому подтверждение. Труд, упорство, интеллект, артистизм, наблюдение и старание могут всё пробить. В том числе нашу извечную проблему строгой иерархичности всех систем, централизации любой власти, в том числе и художественной.
