pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Александр Ряписов

С радостью наблюдаю серьезную эволюцию режиссерских умений Александра Ряписова. Посмотрел, правда, на видео две его последние очень мощные работы. Два моноспектакля. Это "Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин", который играет Максим Потапченко в Лесосибирском театре "Поиск" по дневникам Достоевского - ироничная, даже в чем-то злая работа сознания автора в его повседневности, самозакапывание в "кладовой писателя", в герметичности дневника. И номер два - это "Говорит Москва" по пьесе Юлии Поспеловой (частный нижегородский проект: Центр театрального мастерства). Актриса Нижегородской драмы Наталья Кузнецова (она играла еще в старом спектакле Ряписова по "Подлинной истории Фрекен Бок" Михайлова) превращает спектакль в концерт, даже злобное кабаре. Начинает петь, подражая Дине Верни "По шпалам бля по шпалам бля по шпалам", потом снова превращается в девочку - дочь Сталина. И весь монолог - это вытравление человеческого, детского, нежного, идеалистического - актриса виртуозно превращает свою героиню в некий симбиоз униформистки-охранницы и прокуренной зэчки. Светлана Алиллуева словно проживает в своей биографии галерею чужих судеб, судьбу народа своей страны. И есть в этой роли такая страшная ядовитая красота, красота василиска. Это очень здорово сделано, не так у нас много режиссеров, которые могут специализироваться на выпуске крепких моноспектаклей. Тем более по современной пьесе.

Вот еще что важно. Впервые я увидел Александра Ряписова-режиссера на спектакле "Ближе" Марбера частного театра "Zooпарк", когда-то считавшегося достопримечательностью Нижнего Новгорода. На фестивале этот спектакль я хвалил, и отчетливо помню скепсис некоторого числа театральных деятелей по поводу первых шагов местного режиссера в частном театре, которые бог весть отчего считаются театрами второго сорта и полулюбительскими (есть такая фанаберия от статусных театров). Ряписов не является выпускником престижных режиссерских школ обеих столиц, у него за плечами только актерский опыт и екатеринбургский институт. И обычно я встречаю такое повсеместно: однозначное обожание режиссерской молодежи со столичным образованием и пренебрежение местными локальными кадрами. Встречал такое и в Перми, и в Красноярске, и в Уфе, и в Самаре, далее везде. Это абсолютно не верно и абсолютно не справедливо. Люди растут и развиваются, даже являясь самородками. И случай Александра Ряписова, который к пятидесяти годам становится крупным режиссером с федеральной славой, - тому подтверждение. Труд, упорство, интеллект, артистизм, наблюдение и старание могут всё пробить. В том числе нашу извечную проблему строгой иерархичности всех систем, централизации любой власти, в том числе и художественной.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments