Любопытную версию"Горя от ума" видел в Иркутской охлопковской драме, где был семинар для пишущих о театре.
В режиссуре Станислава Мальцева Чацкий (Алексей Орлов I) попадает в мир, который еще вчера был одним, а сегодня совсем иной, резко поменялся. На первых монологах Чацкого Софья (Екатерина Константинова) мимикой показывает, что до этого эти монологи, эти критические темы были их совместным времяпрепровождением. Они оба, в один голос яростно и крикливо критиковали мир взрослых и нравы Москвы. А вот теперь нельзя, хватит, с этим строгач. Моментальная смена настроения, смена стратегии выживания.
Пришло студеное время. И в декорации Александра Плинта снег идет постоянно и внутрь дома Фамусова (Степан Догадин), где образуются снежные заносы, а дорические колонны одеты в вязаные кофты. Всем очень холодно, и только Чацкий, приехавший с Запада, носит демисезонное легкомысленное пальтишко (художник по костюмам Оксана Готовская). И не понимает, что может быстро замерзнуть, если не найдет прикорм. И поэтому в доме Фамусова есть ситуация отказа от критики, запрета на критику.
Когда приходит Скалозуб (Антон Залетин), Фамусов отсаживает Чацкого в дальний угол сцены как прокаженного, опасного - он может вызвать гнев, он точно не жених, так как не может обеспечить доступа к теплу. Все чиновники даже на балу носят теплые домашние тапки с задником и мундиры, схожие своим видом с плюшевыми толстыми халатами. Доступ к власти обеспечивает тепло в мире, который стал студеным, заснеженным, запорошенным. Софья уже тронута этим миром, она знает, как себя вести, как интриговать, как быть стервозной и раздраженной, как отторгать от себя ничего не понимающего женишка. Она уже отравлена Москвой - опасным городом, где существенным оказывается клич: "Блажен муж иже сидит к каше ближе". Ее поведение повторяет Лиза (Анастасия Пушилина): на ухаживания Фамусова отвечает зеркальным флиртом, а Молчалина выводит на чистую воду. Это выгодно, а то невыгодно.
