pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Психология для актера

Хочу рассказать о работе Ильи Кожухаря "Психология для актера: психологические инструменты для разбора роли". Методическое пособие только что вышло в издательстве Школы Константина Райкина.

Илья Кожухарь - артист и одновременно исследователь, педагог. Он значительно расширяет "территорию борьбы" за психологический театр и идет дальше, вглубь XX и XXI веков.
Система Станиславского базировалась на психологическом знании своего времени. Кожухарь показывает, как развивалось научное представление о человеке дальше. В основе исследования - применение методов постфрейдистского психоанализа (прежде всего, в ее американском, а не европейском обличии) к актерской технике. Разумеется, те же методы исследования драматических структур возможны и в театроведческом, режиссерском анализе, это существенное дополнение к теории и технике драмы. Здесь происходит удивительное слияние методов работы актера над ролью и техники работы психолога и психоаналитика. Мы прекрасно знаем, какое колоссальное значение постфрейдизм оказал на американский театр, драматургию и кино. Но в Россию, на территорию российского театра, это знание пока не особо проникало.

Работа имеет существенное практическое, прагматическое значение. Здесь много таблиц и способов анализа.

Замечательны разработки Карен Хорни, которые описывают психологию человека не через мотивацию, а через десять ключевых потребностей, десять защитных стратегий от тревожности, который испытывает человек (ребенок). Здесь психология не присутствия, а отсутствия; анализ не того, что у человека есть, а то, в чем он острейшим образом нуждается. Не активная мотивация становится доминантой поведения, а поиск различного довоплощения, реализации.

Интересен подход Эриха Фромма ("иметь" и "быть", обладание и бытие, действия "для себя" и "для другого"). Защитные реакции Зигмунда Фрейда. Построение взаимоотношений Родитель - Взрослый - Ребенок от Эрика Берна. Теория видовых различий в эмоциях, иерархия эмоциональной жизни человека: от аффекта до настроения.

И, наконец, самое существенное, что есть в книге - MMPI, Миннесотский многоаспектный личностный опросник, который расширяет границы четырех общеизвестных темпераментов до шкалы из девяти психических патологий, присущих той или иной личности.

Мне кажется, все эти методы очень существенны и могут быть применимы в практической режиссуре, актерской технике, театроведении и драматургическом мастерстве. Илья Кожухарь занимается междисциплинарными практиками, примагничивает смежные технологии и расширяет горизонты театрального знания за счет необычайно развившегося направления психологической науки.

Скажем, точно так же французский театровед Патрис Пави предлагает применять к театроведческой науке актантные семиотические модели или же структуралистский анализ действующих лиц сказок из теории Владимира Проппа.

Мне кажется, это большой прорыв в науке психологического театра.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments