pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Преступление и наказание" по Федору Достоевскому, реж. Григорий Козлов, 1994

С радостью посмотрел долгий спектакль 1994 года Григория Козлова по "Преступлению и наказанию". Спектакль устроен таким образом, что тут нет ни преступления, ни наказания, а зафиксировано только существование низшего беднеющего класса в промозглом Петербурге массивных покоцанных дверей и мусорных углов.

Удивительно Порфирия играет Алексей Девотченко. Лицедействующий до последнего момента, он приходит на финальный диалог с Раскольниковым (Иван Латышев) как равный ему. Больше некому совершить злодеяние, потому что я так же устроен, как и ты. Я в тебе признал себя. Вот такой же несчастный, неприкаянный, никому не нужный, ищущий в пороке единственно возможную форму самореализации. Порфирий - социально равный, человек под ядовитыми парами-опиатами петербургских болот. Город формирует одиноких людей на грани выживания. Тут каждый может сказать: "Я поконченный человек". Разночинцы, они являются гумусом петербургской цивилизации, беднотой, за счёт которой выживает высший свет. Тихий разговор убийцы и следователя выявляет сосущее одиночество обоих.

Язвительно сказанная Порфирием фраза "Добрых мыслей, благих начинаний" (резко оборванный финал спектакля) оказывается ни чем иным, как горьким пожеланием удачи в блужданиях умственного тупика. Пожелание горькое оттого, что то же самое Порфирий может сказать себе - он такой же русский мальчик, странник мысли, измучивший себя Шиллером.

Умонастроение 1990-х передано самым точным образом. Это просто "Брат-1", только в театре.



На изображении может находиться: 1 человек, на сцене
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments