pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Иммерсивный театр

В Школе-студии МХАТ тоже сегодня защищали дипломы продюсеры (курс Леонида Ошарина). Курировал диплом Анастасии Кулаевой, он прекрасен потому, что мультидисциплинарен - одновременно и продюсерский, и театроведческий. Название такое: "Особенности продюсирования иммерсивного театра". Даю отрывки из отзыва, чтобы вы оценили масштаб проблематики.

Это автономное исследование целой серии новейших театральных форм, для многих из которых здесь изобретены и новые названия, и новые определения. Студентка в начале работы не могла твердо определиться, чем собственно она желает заниматься – иммерсивным или партиципаторным театром. Сомнения в себе, размышления о природе жанров и форм театра породили значительную авторскую работу, которую я бы назвал энциклопедической. Прежде всего, важно было определить границы новейших форм театра. Поэтому разбираясь в том, что такое интерактивность, иммерсивность, партиципаторность, сайт-специфик (театр среды), театр полного вовлечения, променад-театр, Кулаева создает абсолютно уникальную (в том числе, и для театроведческого знания) систему опознания сходства и различия этих форм. Ни одно из них не является взаимозаменяющимся, ни одно из них не является всеобъемлющим или собирательным для остальных форм. Помогая себе набором схем, таблиц, таймлайнов и графиков (все они – изобретение и разработка самой Кулаевой), студентка рисует прихотливую, полную ответвлений, детализации, исключений, систему-пояснение, в чем особенность, инновационность, кросс-жанровость каждого из представленных явлений. Мне кажется, что вся эта работа сделана так ясно и совершенно, что способна объяснить ребенку, с чем мы собственно имеем дело. И, кроме того, это тот самый случай, когда схемы и таблицы отнюдь не делают пояснения и энциклопедические справки схематичными. В конце работы также помещен глоссарий, включающий определения, существующие пока только в англоязычной литературе. Процентов 90 театральных деятелей путаются в новых понятиях, подменяют одно другим.
Студентка далее переходит к доказательствам существования этих сценических форм из истории театра от 1918 года, где находятся примеры из западного театра (с применением массы сведений из иноязычных источников), но также и советского, раннего постсоветского и российского театров. Огромное количество фактов не становится нагромождением деталей, а складываются в палитру возможностей, примеров для существования подобных театральных форм сегодня. Каждая из таких форм описывается как продюсерская модель, опыт которой может быть продолжен сегодня. Эта работа устремлена в будущее. История развития театральных форм связывается всякий раз с социальностью – то есть автор объясняет, почему все это стало возможно и необходимо в данный промежуток времени. Например, дает контекст Второй мировой войны, после которой остро встает перед культурой и обществом необходимость выйти из оцепенения, или контекст социально-политических движений, которые видят в новой театральности инструмент для социальных преобразований, гуманизации общественной системы.
Приведенный исторический опыт говорит о необходимости перестройки всего театрального организма, о переструктурировании конвенций «актер – зритель», об активизации зрителя, о необходимости приобретения нового сенсорного опыта, опыта тактильности взамен избыточной интеллектуализации театра в постмодернистскую эпоху. Здесь начинается еще одна сверхважная часть работы Анастасии Кулаевой: разговор о том, что иммерсивный и партиципаторный театры ставят вопросы о необходимости определения правовых границ участия в театральном опыте для артиста и зрителя. Новейшие формы театра окончательно ликвидируют барьеры, отделяющие зрительское пространство и актерского, они часто принуждают (на добровольной основе, как правило) зрителя становиться художником. Кроме того, партиципаторный и иммерсивный театр – это форма синтеза драматического действия и перформанса, и, стало быть, театр теряет условность, фактор перевоплощения, может перерасти в перформативный акт, то есть в безусловное действие, преображающее пространство, тело перформера, частное пространство зрителя (как это бывает в перфомансе на территории галерей). Именно поэтому острым оказывается вопрос о правах артиста на вмешательство в реальность зрителей и вопрос о правах и обязанностях зрителя по отношению к акту творчества: до какой степени такой вид искусства может стать частью реальности. Этот вопрос, тем более, крайне важен для продюсерства и вопросов права, вопросов безопасности актера и зрителя. Студенткой приведены примеры, каким образом справляются с этой проблемой существующие сегодня в России театральные компании. И это уникальная информация, проблематика ее появляется только сейчас.
Кулаевой свойственно защищать позиции театра - в ее исследовании стоит важная задача отделить плохой иммерсивный театр - театр коммерческого нехудожественного предназначения - от задач специфически творческих. Автор рассматривает это явление только в рамках границ театральности (отбрасываются шоу, квесты и проч.).
Немаловажной оказывается последняя глава диплома, в которой детализированно рассматриваются продюсерские модели успешных новых театральных форм. Анализ продюсерских задач включает интересное, насыщенное фактами и схемами представление о ценовой политике, условиях сопартнерства, программах лояльности для зрителей и проч. Важно, что в качестве примера здесь выступает не только самый известный и очевидный проект «Импресарио» Федора Елютина, но и казанский проект «Анна Каренина», что дает понимание того факта, что иммерсивный и партиципаторный театр уже не является культурой только столичных регионов.
Работа Анастасии Кулаевой ставит вопрос о переформатировании всей системы российского репертуарного театра, структуры финансирования, грантовых поддержек. Мы сталкиваемся здесь с миром изменившейся театральной реальности, который уже существует, но не замечается и не учитывается административной системой, «официальным» театром, структурой госфинансирования.

Subscribe

  • Старт Ап

    В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Человек из Подольска» Дмитрия…

  • Пора бы уже и кончить

    Сейчас много читаю про XIX век. Ясное дело: дух диалога, парламентаризм в отечественной культуре возникает на фоне спора славянофилов и западников,…

  • Новый выпуск подкаста "В своем репертуаре"

    Борис Павлович о «невеликом», социальном и новом театре В этом выпуске подкаста «В своем репертуаре» режиссер и педагог Борис Павлович расскажет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment