pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

"Семью восемь" Дарьи Слюсаренко, реж. Михаил Лебедев, Самарский театр драмы

"АртМиграция" открылась спектаклем Михаила Лебедева "Семью восемь" Самарского театра драмы. Лебедев впервые в России поставил пьесу Дарьи Слюсаренко. Спектакль вырос из эскиза и остался таким же малобюджетным и невизуальным, сделанным без художника. Но недостатки тут преобразованы в достоинства: аккуратный, неброский, лаконичный спектакль пытается найти образность в точно найденной одной яркой характеристике каждого из персонажей, живущих в сознании главной героини. Стасик (Сергей Маркелов) ладонью подхватывает сопли, Парень (Владимир Морякин) изображает волоокий мутный взгляд.

Пьеса Дарьи Слюсаренко кружится вокруг осевых тем нашего времени: насилие, принуждение, подавление, муштра, репрессивность воспитания. Бабушка героини (Екатерина Кадырова-Рузина) истязает ребенка мнемоническим запоминанием стихов и таблицы умножения - будто бы помогающих образованию и воспитанию, а на самом деле порождающим только ненависть и злобу. Чаще говорится о потере эмпатии у молодых, здесь чувственность атрофирована, напротив, у взрослого. Бабушка боится проявлять чувства, это чистая флегма, думающая, что равнодушие и подавление - лучший способ воспитания. (Со)чувственность порочна, по мнению старших, а страх и авторитет - благо. Вегетарианство повзрослевшей героини - результат отказа от насилия вообще, отработка детской травмы.

Спектакль вслед за пьесой устроен монологично. Этот элемент конструкции выявляет пубертатность сознания героини, неспособность повзрослеть, словно героиня до сих пор подавлена репрессивностью взрослого и постоянно проваливается в эту пропасть. Героиня (Алена Шевцова) - нарратор, она включает и останавливает, как на телевизионном пульте, персонажей из своих воспоминаний. И композиция спектакль здесь собственно и выявляет психологическую проблему: муштра в детстве породила выученный, воспитанный инфантилизм. Вот это ощущение мира: есть Я и Они, Я и все, кто не Я. Героиня не может обрести уверенность в себе, ее рефренами становятся: "У меня опять ничего не получилось", "Я слабая, бабушка права". Она постоянно чувствует себя жертвой враждебного мира. Пока потеря бабушки и возвратный аргумент про "семью восемь" не примиряет ее с действительностью, не трансформирует злобу в любовь.



Фото Союза театральных деятелей РФ
Subscribe

  • Старт Ап

    В блоге для молодых театральных критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Елена Жатько пишет о спектакле «Человек из Подольска» Дмитрия…

  • Пора бы уже и кончить

    Сейчас много читаю про XIX век. Ясное дело: дух диалога, парламентаризм в отечественной культуре возникает на фоне спора славянофилов и западников,…

  • Новый выпуск подкаста "В своем репертуаре"

    Борис Павлович о «невеликом», социальном и новом театре В этом выпуске подкаста «В своем репертуаре» режиссер и педагог Борис Павлович расскажет о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments