pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

"Гарри в огне", реж. Саша Денисова, Театр.doc

Любопытный был у меня театральный опыт вчера. Смотрел спектакль Саши Денисовой "Гарри в огне" в Театре.doc. Сперва ничего особенного работа не обещает: ну, ералаш, веселая актерская забава, самоделка. Состарившийся пенсионный Гарри Поттер сотоварищи пытаются превратить капустник в политический памфлет. А дальше спектакль стал ломаться - с введением в тело его вербатимных кусков про судьбу артистов, в нем играющих.
Тут старятся не герои Роулинг. Тут старится Театр.doc. Спектакль собрал несколько артистов, бывших звездами doca в спектаклях разных лет. В их монологах - изможденность, усталость, ощущение перелома к старению, медленное накопление смерти. Все еще числящийся в новых театр признается самому себе, что вдруг ощутил, что он уже не молод. Как ни молодись, а это все заметнее.
Тонко, неплакатно проявляется тема потери основателей Дока. Гарри Поттер перед портретами Миши и Лены исповедуется, называя их папой и мамой. Суть исповеди - потеря смысла существования. Спектакль - о волшебстве Хогвардса, которое больше не действует. Все в прошлом.
Спектакль, оформленный как рыхлая зона для актерской вольницы и дуракаваляния, завершается феерическим клоунским номером Сергея Фролова, суть которого: я хочу играть, я еще не старый, я еще что-то могу. Веселые похороны Театра.doc предъявляют нам любопытный вираж идеи: то, что начиналось как "театр, в котором не играют", завершается как театр, в котором артисты хотят играть так, что аж из носков выпрыгивают. Играть для них - значит оттягивать это накопление старости. И эта интонация, с одной стороны, злобно-саркастическая, а, с другой, - для знающих - совершенно слезная, сентиментально-депрессивная. Это капитуляция в открытую. Как схлопование утопии и идеализма под натиском и атакой старости. "Нон-конформизм - он до первого аборта", как сказано в пьесе Славкина. Какой может быть нон-конформизм, когда папа и мама умерли, оставив пустоту существования без себя? Что дальше, Дава, что дальше?
Одним словом, я увидел нечто смелое и откровенное: театр публично признается в том, что старится. Театр сам себя пародирует, сам над собой горько усмехается, капитулирует, сам себя хоронит и отчаянно веселится по этому поводу. Вместо белого флага выбрасывает оранжевый. Тем более, что в зале, видимо, был только один я, кто понимал, о чем говорят артисты, о каких спектаклях и свершениях нулевых они увлеченно рассказывают. Сменился круг публики. И для них эти истории - о "временах очаковских и покорения Крыма". И это проблема.
Сильнее всего тема звучит у Арины Маракулиной. Актриса рассказывает о "Кислороде" и "Зажги мой огонь", рассказывает откровенно о многим известной трагикомической истории о травме головы. Но, в сущности, Арина говорит именно конкретно это: я устала, я поняла, что я средняя актриса и что у меня больше нет амбиций. И в этот момент хочется встать и закричать: нет, Арина Маракулина - выдающаяся актриса! Звезда этого театра, кумир. Эта целая эпоха - манифестационный "Кислород", почти религиозная роль в "Трусах", "Экспонаты". Остановись, время, и все быстро поверьте в себя. Если есть силы шутить по поводу своей старости, то еще не время петь "Старинные часы еще идут".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments