pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

"Хор" Натальи Милантьевой

Расскажу о пьесе "Хор" из недр драматургического конкурса «Ремарка-2020», который прошел в Красноярской драме.
Пьеса Натальи Милантьевой «Хор», скорее похожая на очерк, может быть проинтерпретирована вариативно: сюжет об организации опальным священником певческого хора в умирающем селе может вызвать как строгий и торжественный спектакль на христианские темы, так и, напротив, нечто антиклерикальное. Двоякость выводов обеспечена проблемой финала, где возможна любая трактовка: гибель хора в автокатастрофе – это запланированное провидением чудо или трагедия, ритуальная жертва. Судьба забирает хор на небо или карает за дерзновение возвыситься над земной участью.
Священник Валентин, разлучившийся с официальной церковью, ныне кочегар, действует как просветитель: хор в его представлении должен спасти деревню от дегуманизации. В этом смысле пьеса на самом деле двигается в русле черной комедии Мартина Макдоны, предоставляя нам возможность любовно-саркастически смотреть на героев, оставаясь все же на российской почве. Смотреть на себя через ирландских милых придурков русский театр научился, теперь вопрос, как перенести саркастический жанр, смеющийся над смертью, в отечественный контекст. Важно не только руссифицировать Макдонаха, важно макдонахофицировать российскую пьесу.
С одной стороны, священник предлагает сельскому обществу задачу не под силу: и петь не умеют, и не обладают этической одаренностью для права петь православные хоралы. С другой стороны, вера, сосредоточенная в механизме хора, - единственное средство обуздать оскотинивание деревни. Хор пробуждает веру. Другие слова, другие отношения, другой космос, в сравнении с которыми унылость одномерного существования скрашивается, люди меняются. Профанное становится сакральным, по крайней мере, остается такая возможность. Хор – это, что одновременно и раскрепощает, и сковывает: коллективный песенный экстаз уничтожает личность, выявляя скрепляющее коллективное бессознательное, но хор как коллектив устраняет право на личное соучастие. Личность разжалована в массы. Хор – спасительная секта, но, видимо, только так и можно удержать человека от падения.
Пьеса показывает жизнь села как дурную последовательность: дети только обречены на повтор родительских стратегий, здесь нет никакого приращения, жить некуда. Когда главный герой изрекает из себя печальную фразу: «Да, надо год как-то пережить», ты понимаешь, что вот он девиз, политическая программа русского народа, умеющего даже уже не выживать, а длить жизнь, долготерпеть жизнь.
Финальное событие с гибелью пьяного хора можно вписать в огромную традицию: начиная от культа античного Диониса, русского дзена и кончая известным изречением Бродского. Гибель хора - это и форма терапевтической фольклорной смерти, куда, например, увлекал психбольницу герой Венедикта Ерофеева Гуревич в пьесе "Вальпургиева ночь". Но это может быть и разговором  о невозможности спастись, невозможности чуда. Священник Валентин попытался нарушить традицию и проиграл, теперь его настигло мщение за дерзость существования. Тут есть возможность порассуждать о трагическом в театре, где трагедия уже невозможна как чистый жанр.
Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments