Categories:

Централизованная бухгалтерия

Очередная централизация от чиновников грозит бурятской культуре: все пять театров Улан-Удэ хотят подключить к централизованной бухгалтерии Минкульта республики, где уже подвизаются сельские дома культуры, библиотеки и музеи. Театры стонут, потому что понимают, что их ждет в этой мешанине.
В последние годы по стране прокатилась волна таких оптимизаций без учета мнения самих театральных организмов. Где-то удалось противостоять укрупнению - в последний раз в Якутии, где отстояли автономность театра из города Мирный.
Но если прислушаться к опыту уже "централизованных", "укрупненных" и "объединенных", то можно услышать явственно: никто из них не доволен, все страдают от этого явления. Централизованная бухгалтерия парализует театральную деятельность. Театр теряет автономость и, главное, мобильность. Посмотрите на фоне пандемии, что за редким исключением частные театральные инициативы оказались более адаптивными к новым условиям, нежели государственные театры. Гостеатры опутаны с ног до головы бюрократическими процедурами, слишком усложненной отчетностью, директивами, бумагами. Все это дает фору частной театральной инициативе быть войском более быстрого реагирования. Замедленные процессы делают государственный репертуарный театр организмом, еще более пораженным инертностью, чем он есть на самом деле. В этом никто из творческих людей не заинтересован. Репертуарный государственный театр - это достояние, и его не стоит отключать от духа времени.
Парадокс заключается в том, что именно театры Бурятии выдвинулись в последнее время на лидирующие позиции не только в сегменте национальных, республиканских, но и общефедеральном масштабе. И театр кукол "Ульгэр", и русская, и бурятская драма показывают в последнее десятилетие блестящие результаты по синтезированию традиции и современности. Глубоко не случайно, что в этом году сразу два крупных спектакля Бурдрамы и русского театра Улан-Удэ ("Аламжи" и "Наводнение") попали в номинанты премии "Золотая Маска", где прошли самый серьезный отбор. Именно они по преимуществу (наряду с театром из Альметьевска, Татарстан) будут представлять театральную культуру национальных республик.
Абсолютно ясно, что переход на централизованную бухгалтерию только затормозит развитие этих театральных коллективов, и это вам подтвердит любой человек театра. Эта угроза давно висит над нашей театральной страной. Мы это уже проходили. Централизация - это лучший вариант загнать театры в арьергард.