pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Бесприданница", реж. Константин Худяков (1974)

Впервые посмотрел раритетный телеспектакль Константина Худякова по "Бесприданнице" (1974), который меня поразил и удивил. Здесь нет медовой старорусскости, глянца, нет наглядных страстей, он скуп, интимен и монохромен. Здесь выявляется жесточайший социальный конфликт в духе товстоноговских "Мещан"  - основу пьесы Островского, которая говорит о невыносимости, порочности социального неравенства. Паратов, Кнуров, Вожеватов - это конкретно нувориши-хищники, в которых нет ни благородства, ни позерства, ни мифической купеческой добродетели. Только цинизм и отвага хозяев жизни с тугими кошельками. Это правящий класс, который привык загонять под ноготь всех, кто ниже по социальной лестнице. Они залавливают Карандышева в ловушку и давят, унижают как русский царь инородца. Посторонись, шваль, вошь, мы идем. Мы, хозяева жизни. Для тех, кому не ясно, что это за люди, Вожеватов (Евгений Лазарев) в одной из сцен просто начистит морду актеришке Робинзону (Лев Дуров), чтобы тот не возомнил себя равным. Действительно неожиданно, когда видишь в роли Карандышева матерого, кряжистого, звериного Армена Джигарханяна. Артист умеет затушевать свое кавказское актерство и предстать человеком точно таких же нравственных свойств, но только намеренно тусклого, неартистичного, без лоска и гламура. Эти родились красавцами, выросли на хлебе с маслом и икрой, а Карандышев - зачахлик, питался объедками. Стертый, тусклый, неталантливый, не имеет за собой мафии, воровской банды, одиночка. Физически видно, как наматывается на катушку его унижение, как эта многовековая покорность низшего сословия перерастает в решительность мести. Карандышев тут полностью оправдан. Он и не пьяный вовсе, и не комичный совсем, и вовсе не бахвалится, просто приличный, но скучный, серый человечек. У кого нет власти, тот не интересен. Тут ценится только власть.
Удивительно играет Ларису Татьяна Доронина. Всегда она казалось мне актрисой велеречивой, шумной, душной и пафосной. Тут ее Лариса не премьерствует, не царствует, тиха, скромна, стыдлива за свое пышное дородное тело, по которому мужиков передергивает и в котором много никем не восстребованной любви. Ее участь ей самой ясна изначально: дикое социальное неравенство и расслоение обрекает бесприданницу на путь проституции. По этому фильму видишь, насколько проигрывает Рязанов с его некритичной широтой, ярмарочностью, где зло выглядит страшно привлекательным и обаятельным, где пороки оправдываются харизмой и где совершенно не разоблачается социальное зло.

https://www.youtube.com/watch?v=N96QYIrgNCg
https://www.youtube.com/watch?v=0ggh0MHHFzc

На изображении может находиться: 2 человека, борода

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment