pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Дологическое мышление

Французский антрополог Люсьен Леви-Брюль утверждает, что одно из главных свойств архаического сознания - неспособность признать иной род причинно-следственных связей между событиями, нежели мистический. Заболел зуб - меня прокляли. Олень пробуравил на охоте живот - колдовство. Дерево упало на жилище - тебя сглазили. Заболела жена - в нее вселился злой дух.
Леви-Брюль называет такое мышление дологическим. Случайное невозможно в мифологическом сознании. Сгущение событие всегда запланировано свыше или ниже человека, силами добра или силами зла. Человек не участвует в логике действий, от индивидуальной воли человека ничего не зависит, и, стало быть, он не может знать чувства вины и анализировать свои действия, сбрасывая все на волю провидения.
Именно в этой точке Бертольт Брехт разделяет старый аристотелевский театр и новый неаристотелевский. Психологический театр подражания подчинен идее судьбы, предопределения, грозного закона свыше. В XX веке под воздействием исторических событий Брехт отменяет понятие судьбы: милитаризация, оскотинивание простого работяги Гэли Гэя в пьесе "Что тот солдат, что этот" происходит потому, что не может сказать "нет" вербовщику. Брехтовский театр должен заявить зрителю, что все, что с ним происходит, есть результат только твоих решений в прошлом и настоящем. Пассивного залога нет, не враги сожгли твою хату (в данном случае просто абстрактный образ, а не цитата из песни), ты сам ее сжег. Брехтовский театр заставляет человека думать, и, думая, он убеждается: во всем, что происходит вокруг тебя, виноват ты. Твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад. Это больно, но таким образом новейший театр обеспечивает отказ от архаического мышления. И если ты перестаешь анализировать, всегда виноват будет кто-то другой - это ведь так просто: при отказе от мышления виноваты Они, то есть все, кто не я - другие люди, страны, нации, звезды, судьба, фатум, etc.

Нет описания фото.

Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments