pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Театр-храм

Первый раз в Кызыле, в гостях у Национального тувинского театра имени Виктора Кок-Оола. Интересный тут сюжет обнаружился. Показали спектакль "Сын синего неба" о становлении этого театра, корни которого уходят в досоветское прошлое республики Тыва. Очень важный мотив: мама основателя театра - мощный, влиятельный шаман, которая оставляет  дело ради будущего своего сына. Местные коммунисты борются с верой, и всех, кто связан с культами, притесняют в духе 1930х годов. Сын с детства пытается разыграть пляску шамана, он ее имитирует, то ли пародируя, то ли пытаясь вызвать духов всерьез. И это делает его артистом. Мама оставляет свой дар, заставляет замолчать свой магический бубен, чтобы "не мешать жить по-новому". Но предсказывает сыну: "Ты будешь шаманить, только другим образом".
Идея национального духа, брошенного по вынужденности верой, восстанавливается в театре. Быть артистом - значит шаманить пьесами, шаманить актерской игрой, артистизмом. Театр здесь впрямую становится заменой храму. Так и русские скоморохи своим ремеслом заместили волшбу, из жрецов культа стали имитаторами обрядов. Обряд, теряя магическую силу, становится художественным образом, при этом не теряя своего влияния.
Идея театра-храма в европейском сознании претерпевает не лучшие времена. В советские годы в городской архитектуре театр действительно заместил собою взорванные церкви, взял на себя идеологические функции и даже эстетические ("театр с колоннами" - сталинский ампир в области театральной архитектуры в буквальном смысле копирует храм). Сегодня эта идея наскучила, кажется устаревшей, унылой. "Театр-храм" говорят только с иронией. И изречение Брехта так же известно: "Нового театра никогда не будет, пока театр - храм". Гриф сакральности сегодня театру и артисту мешает - современный театр демифологизирован до крайности, и это естественный путь развития.
Но всё это - на территории европейской культуры. Другое дело - этническая культура, которая существует с постоянной угрозой исчезновения. Бурная и позорная советизация малых народов СССР действительно угрожала национальной культуре. В том же спектакле объясняется: при советизации Тувы у тувинцев отняли право на имя. Виктор - это имя в советском паспорте, Кок-Оол - это тувинское имя, ставшее фамилией, хоть как-то сохранившее идентификат. А дальше сталинские репрессии, прошедшие катком, в том числе, по малым народам, срезавшие культурную элиту.
И в этой связи идея театра-храма, который в допустимых условиях существования мог сохранить культурный код нации, наоборот торжествует. Театр действительно похож на храм, так как в его существовании был залог сохранения традиции, инструмент передержки культа, национального идентификата. Какими бы то ни были политические перемены, все равно сохраняется идея театра как шаманства, камлания, обряда. И теперь уже не только здесь, но и вообще в целом искусство остается формой хранения. Во всякой пьесе и во всяком актерском теле - дар шаманства.

Возможно, это изображение (храм, на открытом воздухе и памятник)
Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments