Наконец, могу написать о важном. Этим летом мы вместе с музеем-усадьбой Антона Чехова и театром "Чеховская студия" (художественный руководитель - Рустем Фесак) провели в Мелихово лабораторию документального театра, на которой были около двадцати драматургов. Это были чудесные творческие дни. Лекции читали Алевтина Кузичева, Лия Бушканец, Юрий Доманский и я. В результате сессии, посвятившей молодых авторов в чеховский мир, были созданы пьесы на документальном материале. Теперь они вышли в виде сборника, который можно легко скачать: http://chekhov-nf.ru/
Расскажу о некоторых пьесах.
Мелихово обещало взять в работу одну пьесу, и свой выбор музей остановил на очень достойном тексте Аси Датновой "После Чехова". Ее непременно будут ставить театры! Это пьеса для троих пожилых актрис (представьте себе!). После Чехова живут-выживают его близкие женщины: Ольга Книппер, Мария Чехова, Лидия Авилова. Они живы и воспоминаниями, и будущим: тем, что теперь надо строить миф об Антоне Павловиче - из кусочков знакомой им реальности. Осиротевшие после ухода Отца, после катастрофы реальные три сестры: то ли эринии, то ли жены-мироносицы, то ли душеприказчицы. Они все еще домысливают жизнь Чехова, не в силах вместить эту величину. Эта пьеса о том, как Чехов вживается в историю, как проходит миф о Чехове сквозь сталининщину, о том, что осколки былой жизни оказываются, по словам Алексея Лосева, сосланы в XX век.
Пьеса Евгения Ионова "Чайная птица" - скорее для детского театра и даже для театра кукол. Это рассказ о Чехове-мальчике, который преодолевает цинизм и скаредность своей семьи, проходит через унизительную неправду отцовского существования. Мусор действительности не закрывает душу молодого художника, где факты действительности преобразуются в художественные образы.
Чудесный текст Валерии Тёмкиной "Великолепный дождь", где записные книжки и письма Антона Чехова мешаются с дневником его отца. Этот конфликт документов являет нам подобие конфликта темпераментов Песоцкого и Коврина в "Черном монахе". Одержимый, импульсивный, холерический художник и безмятежный, самоуверенный садовод-наблюдатель за природой. Это два потока, в котором нет и не может быть диалога, где одному суждено выдавливать по капле раба, а другому наслаждаться положением вещей и следить за ходом утекающей жизни.
У Артема Казюханова в "Собаках Чехова" фантазия на документальном материале о судьбе Хины и Брома - мелиховских собачек, забытых в усадьбе после спешного отъезда Чехова в Крым, наподобие Фирса.
У Елены Щетининой ("О чем пищат устрицы") - постмодернистское расследование о судьбе устричной темы в творчестве и жизни Антона Чехова.
Любовь Страхова в пьесе "Холера окаянная" сосредотачивается на теме Чехова-доктора, санитарного врача, который бьется с невежественным народом во время эпидемии.
Не лишена интереса и вторая пьеса весьма любопытного автора Валерии Тёмкиной "Небесный секретарь": пьеса в картинках анализирует интернет-мемы вокруг Чехова, а также его имиджи внутри современной массовой культуры.
В сборнике есть масса других пьес, тут, мне кажется, все интересно. Пожалуйста, читайте и ставьте.