pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Сказка о Царе Салтане" Николая Римского-Корсакова, реж. Дмитрий Черняков, Брюссель

Это спектакль редкой красоты и изящества замысла. Мы часто говорим о том, как театр помогает понять Другого, чужое сознание, как в театре через идентификацию можно распознать того, кто похож на тебя, но в ком твои же реакции и свойства обустроены иначе.
Дмитрий Черняков ставит в Брюсселе оперу Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". И это, правда, сказка. Но она тут не существует в материальном воплощении. Она - фантом, галлюцинация, океан воображения. Мерцающее сознание человека пытается осмыслить зло, которое с ним сотворили люди. Весь красивый русский сказочный миф оказывается мегалитической фантазией Гвидона (Богдан Волков) - мальчика с аутизмом, которому мама (как у Макдонаха Катурян Михалу) сочиняет историю, чтобы поразить его воображение и возбудить его угасающий дух. Две сцены: реальность мамы (Светлана Аксенова) и ребенка, расставляющего богатырей по порядку, играющего с белкой, и реальность фантазии, которая то предстает через анимацию, то через воспроизведение некоторых мизансцен. Мальчик пропадает в этой дыре бессознательного, проваливается в яму фантазии, и только тут ему хорошо и комфортно. Царевна-лебедь - врач, финал - консилиум врачей и приезд бессильного отца, которого никогда не было рядом. Гвидон поет, когда его сознание успокоено, - это результат огромной работы матери по адаптации сына.
Это выдающийся гуманистический замысел, реализованный с таким светлым, таким сочувственным соучастием. Здесь нет ничего фальшивого, никакой сусальности, сувенирности и условности оперного пения - мы видим актрису, плачущую, говорящую с залом открыто, свободно, в безусловном рисунке. На короткий миг опера становится искусством прямого высказывания. И густая музыка Римского-Корсакова, словно оплотневшее красочное сновидение, только выигрывает от аскетического воплощения, не имеющего материального выражения.
Я в огромном восторге от высоты художественном мысли Чернякова. Какое светлое мышление! И вот спросите, почему же это все не в России, где такое искусство так нужно обществу. Так нужна эта сострадательная, милосердная интонация к человеку!
Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments