pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

Так уже бывало не один раз, что новый тип литературы позволял режиссеру Марине Брусникиной развернуться в другую сторону и заставлял изменить свои привычные постановочные техники. В "Практике" (совместно с Мастерской Брусникина) поставлен любопытный текст Евгении Некрасовой "В кольцах". Ее романы "Сестромам" и "Калечина-Малечина" уже подвергались драматизации, а вот этот - новый (в оригинале: «Несчастливая Москва»). Роман футурологический, эсхатологический, с уклоном в религиозность, но без единого слова об этом. Москва, привыкшая жить в безопасности и в комфорте, Москва, резко отличающаяся от остальной страны, оказывается мишенью для мистических необъяснимых явлений, новых египетских казней, которые видоизменяются ввиду того, что поменялось и время, и восприятие. Каждому времени свои фобии. На город наслано заклятие, чума, что в период атаки коронавируса нам всем понятно. Феномен коллективной галлюцинации теперь нам хорошо известен.
Спектакль так и играется в декорации малогабаритной квартиры (Полина Бахтина), в которой пережидает напасть главная героиня. Реальность пучится, сворачивается, обдирается со снимаемыми обоями, надвигается и раздвигается, шевелится, вспухает. Благодаря веренице из восьми девушек и одного Алексея Мартынова комната живет сама по себе как сужающееся жерло вулкана. Шевеление материи усиливается еще и хореографией Дины Хусейн, построенной на деформациях тела (и, прежде всего, это номер Анжелики Катышевой, которая превращает свою ногу в автономно живущую куклу). В спектакле хоровое начало, но в каждом из шести дней апокалипсиса (каждый день новое испытание) есть солирующая актриса. Кроме того, повествование ведется Ниной (роль исполняет точная, конкретная, цепкая и реалистичная, крепко стоящая на ногах Алена Хованская), которая передает управление то той, то этой своей ипостаси - когда перестает контролировать реальность.
Тут мир изумительно и страшно мутирует. Человек, попавший в мистический вихрь, всякий раз обретает новое агрегатное состояние. Дестабилизация времени, пространства, человеческих форм - это словно жуткий карнавал, где распадаются все социальные связи, где человек теряется в ориентирах, у него уходит почва из-под ног и уже ничего не важно, уже ничего не цепляется за жизнь.
Самая впечатляющая сцена - та, в которой солирует Анастасия Великородная. Здесь словно экзамен по сценречи (то, чем владеет Брусникина лучше всего): речь идет об одном из дней, когда москвичи теряют язык. Для интеллигенции это особенно травматично: как потеря лица. Расслоение коммуникации, расклеивание, распад языковых форм, крушение языка и сопутствующее этому крушению крушение мира, слепота восприятия: актрисы демонстрируют номер, в котором предложения разлагаются на отдельно стоящие слова, слова на звуки, а звуки на неразличимое мычание. Где хор никак не попадает в унисон, а только в рассинхрон и дробление. Шедевр языкового сюрреализма. Сюрреалистическое впечатление создают еще и костюмы от Полины Бахтиной, на которых отпечатались таинственные знаки и начертания, которые оставляют социальные службы на домах.
В этом спектакле много от того, что можно называть мифологией Москвы, гением места. Здесь сотни топонимов, деталей архитектуры и структуры столицы. Москва тут одновременно и нечто великое и прекрасное, и нечто удушающее, подавляющее. Это гигантская мухоловка, Молох, пожирающий людей, и башня Саурона, в которой сосредоточена причина кошмарного социального расслоения нашей страны. Эта книга и этот спектакль напоминает о неизбежном, неотвратимом возмездии за это расслоение. Когда-нибудь этот сладостный благоухающий рай превратится в смертельную ловушку. И так как седьмого дня в спектакле не наступает, Воскресения не будет.

Возможно, это изображение (3 человека, в том числе Марина Васильева, люди стоят и в помещении)

Фото Веры Юрокиной

https://praktikatheatre.ru/events/v_kolcah

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment