pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Category:

Фрейд и источники театральности

Источник театральности Зигмунд Фрейд видит в игре ребенка с катушкой. Оставшись один, ребенок забрасывает катушку на нитке далеко, из поля своего зрения, а затем тянет на себя и обнаруживает, мнимо радуется вновь обретенному.
Тут два аспекта. Ребенок имитирует взаимодействие с матерью - переброску "ты мне, я тебе". Воображение дорисовывает дорогого, близкого партнера для такой игры. Театральность оплотняет видение, грезу. Во-вторых, ребенок, переживающий, что мама не всегда с ним, с помощью этого действия начинает контролировать мать: он теперь решает, когда ей появляться, когда исчезать, когда ей уходить, когда являться.
Театр, игра оказывается в этой модели возможностью живого диалогом с несуществующим, умершим, ушедшим. Театральная фантазия делает заочный диалог очным. Здесь можно продлить мгновение.
У Хайнера Мюллера была идея, что театр, драматургия оказывается для него возможностью вступить в диалог с историей, а значит с умерщвленном нацистами отцом. Хайнер Мюллер в пьесах писал об "отце мертворожденном". Театр, в котором основным сюжетом становится история Германии, это, прежде всего, возможность невозможного: разговаривать с отцом, который погиб сразу после рождения Мюллера. Театр оказывается машинкой для исполнения желаний (мертворожденный отец, как в стихотворении Бродского о Телемаке, отменил Эдипов комплекс) и средством контроля за воспоминаниями.

Возможно, это художественное изображение (1 человек)

© Зинаида Серебрякова. Сын Женя. 1909
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments