pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Город Эн" Леонида Добычина в Прокопьевске

Завтра в Прокопьевске (Кузбасс) Артем Устинов выпустит премьеру по повести Леонида Добычина "Город Эн" (1934). Это будет первая постановка в российском театре легендарного текста, который Иосиф Бродский назвал лучшим сочинением XX века. Ничего не знаю о том, каков будет спектакль, но расскажу, каков был эскиз. В январе в Прокопьевске прошла лаборатория, где были представлены тексты неизвестной классики XX века. Мечта увидеть на сцене повесть Леонида Добычина была, в том числе, и моей. Знаю, что и Борис Павлович идет следом. Мечта воплощается!

Артем Устинов делал эскиз в жанре исследования: большой библиотечный стол, на котором набросаны фотографии, бумаги, книги, открытки, ножницы, веревки, коробки. По кругу сцены – проекции истаявшего конца XIX века. Творческий хаос, филологические розыски. Здесь восстанавливают утраченное время: Добычин в советском Брянске восстанавливал историю своего благополучного дореволюционного детства в Двинске (ныне Даугавпилс), а современный театр восстанавливает и то, и другое. Ребенок в повести запоминает не события, не взрывы, не эмоции, ребенок запоминает повседневность, гул улиц, музыку городка с его нешумной провинциальной жизнью. Еще ничего не случилось, еще не начался процесс демонтажа России, еще жива неменяющаяся картинка детского бестревожного уютного покоя. На столе – своеобразные детские «секретики»: наброшенные предметы выглядят таинственно, под светом множества интимных светильников – так, как если бы мы сегодня нашли где-то на чердаке детские секретики в жестяной коробке, то, что когда-то было важным и сакральным, а теперь это нечто вроде священного, но малопригодного мусора. Свет из разных источников организует мизансцену. Здесь есть увлечение маргинальностью, жизнью на краю империи – эта окраинная жизнь своеобразно отражает революционные структурные преобразования, творящиеся в центре. Пограничье – это метафизическая категория. На границах волны тушатся, пригибаются.
Добычин в режиссуре Устинова предлагает читателю и зрителю скрыться в языке, увязнуть в речи – таков тут густой слой плотного, рубленного языка. «Когда-то здесь мы были счастливы», - говорится в тексте у Добычина. Ничего не осталось, только уют языка, описывающий адекватный ему мир.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments