Невероятно интересная лекция филолога и нетеатрального человека Евгения Прощина, прочитанная в Нижегородском Арсенале на проекте Drama Talk при посредстве чудесного Александра Курицына. У нее маленькая аудитория - надо бы расширить ввиду ее исключительности.
Лектор предъявляет нам результаты статистического исследования репертуара российских театров. Здесь много очевидного, но и есть нечто необычное. Островский - лидер репертуара и по количеству спектаклей и по количеству названий пьес одного автора. Самые ставящиеся тексты - "Женитьба" и "Ревизор", а на третьем месте "Ханума". Достоевский - лидер репертуара по количеству измененных авторами спектаклей названий. В литературе XX века лидирует, как ни странно, Шварц. Необычайно интересная статистика по жанрам: слишком заметен перекос к развлекательной сущности театра. А значит, что театр находится в гипертрофированной зависимости от зрителя, приоритеты которого также не меняются. Словно бы театр не развивает аудиторию.
Лектор в финале делает радикальный вывод: о необходимости разрушения репертуарного театра. Тут, судя по речи, неточность употребления термина: скорее Прощин говорит, опираясь на статистику, о необходимости смены формации литературоцентрического театра, театра, опирающегося на литературу в своих замыслах. Так как - опять же опираясь на статистику - видно, что театр в отличие от кино много лет не может поменять свою сущность, находится на уровне статистики, т.е. общих мест, в неменяющейся много десятилетий точке.