pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

27 и 28 января - презентация белорусской ассоциации современной пьесы "Свободный театр"

Центр им. Вс. Мейерхольда

Презентация белорусской ассоциации современной пьесы
«СВОБОДНЫЙ ТЕАТР» (Минск, Белоруссия)

27 и 28 января 2006 года

В программе гастролей – спектакли Владимира Щербаня: «Психоз 4.48» Сары Кейн, «Мы. Самоидентификация» по пьесам молодых белорусских драматургов Константина Стешика, Павла Пряжко и Павла Рассолько и «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» Наталии Мошиной. А также концерт ведущей альтернативной панк-рок-группы «ТАРПАЧ» (I премия на конкурсе «БАСовище-2004», Польша)

«Свободный театр» - альтернативное независимое движение в Минске, существующее по принципу «Майских чтений» в Тольятти и «Коляда-театра» в Екатеринбурге (основатели Николай Халезин и Наталья Коляда). В 2004 году драматург Николай Халезин получил за пьесу «Я пришел» несколько российских премий («Евразия», «Действующие лица»), за постановку его пьесы боролись Олег Меньшиков и Олег Табаков, хотя ни «Театральное товарищество 814», ни МХТ им. Чехова до премьеры спектакль не довели. После непростого опыта мытарств с театрами, Халезин решает объединить вокруг себя молодых белорусских драматургов, которые начали появляться на театральном горизонте и получать награды на российских конкурсах. «Свободный театр» начался с удачного опыта I белорусского драматургического конкурса, оказавшегося вообще первым конкурсом пьес в театральной истории республики. Жюри решило вручить Гран-при россиянину Вячеславу Дурненкову за пьесу «Мир молится за меня», но главной сенсацией конкурса, который собрал около 250 пьес, стало целое поколение новых белорусских драматургов – Константин Стешик, Павел Пряжко, Лариса Баклага, Николай Рудковский, Сергей Гиргель, Павел Рассолько. «Свободный театр» проводит в Минске мастер-классы и семинары по проблемам современной пьесы. Следующим этапом работы «Свободного театра» стали собственные постановки Владимира Щербаня, режиссера, столкнувшегося с неприятием современной пьесы в государственных театрах. Первой постановкой стал «Психоз 4.48» по пьесе Сары Кейн. Второй постановкой стал Verbatim-спектакль «Мы. Самоидентификация» - по иницитиве «Свободного театра» был объявлен конкурс мини-пьес на тему самоидентификации белоруссов, а для окончательной версии спектакля были отобраны пьесы Павла Пряжко, Павла Рассолько, Константина Стешика. Третьей премьерой «Свободного театра» стала постановка по пьесе уфимского драматурга Натальи Мошиной «Техника дыхания в безвоздушном пространстве», получившей одну из премий конкурса. Важным обстоятельством является нелегальное положение «Свободного театра» в тоталитарной Белоруссии, не принимающей никакие иные формы театральной деятельности, кроме государственных. Деятельность «Свободного театра», за редким исключением, не отражается на страницах белорусской печати, спектакли играются без всякой рекламы в удаленных от центра Минска ночных клубах, центр «Свободный театр» официально не зарегистрирован и постоянно сталкивается с препонами со стороны госчиновников. Государственная театральная идеология не включает в свой «бизнес-план» такого понятия, как современная пьеса. Весь 2005 год для белорусского театра прошел под знаком закрытых спектаклей – западные агенты известных драматургов ополчились на Белоруссию, где до сих пор не научились соблюдать авторские права. Спектакли «Свободного театра» в 2005 году прошли с успехом в Риге, где собрали восторженную прессу, а также побывали в других городах Белоруссии.  


Пт 27 (кафе на 4-ом этаже, в 19.00)

Сара Кейн
ПСИХОЗ 4.48


Перевод Татьяны Осколковой Режиссер Владимир Щербань Помощник режиссера Мария Вавохина Артисты Яна Русакевич, Ольга Шанцына Продюсеры Николай Халезин, Наталья Коляда Премьера состоялась 28 мая 2005 годаИз интервью британского драматурга Тома Стоппарда газете «Известия»:
«Недавно видел "Психоз 4.48" Кейн в Минске, это был блестящий спектакль. Это была постановка неофициального театра, спектакль шел в баре, там не было ни декораций, ни подсветки. Постановка была еще острее оттого, что ситуация неофициального, не признанного властями театра, который в любую минуту могут закрыть, была столь же опасной, как ситуация Сары Кейн, которая покончила с собой, написав "Психоз 4.48" /.../ Мне бы хотелось, чтобы мои пьесы ставились в таком театре, как в Минске. Но мои пьесы так не ставят. То, что я увидел в Минске, гораздо ближе к истинному театру, к истокам театра, к его подлинной цели. Ведь коммерческий театр идет в наступление»

Том Стоппард. Стихийная тирания - «The Guardian», 3 октября 2005 «В непритязательном баре в промышленном районе Минска на русском языке идет спектакль по пьесе Сары Кейн «Психоз 4.48». Исполнительницы - актрисы белорусского национального театра. Бар - узкое помещение на первом этаже запущенного офисного здания по соседству с заводом сельскохозяйственных машин, до отказа забит людьми, а импровизированная «сцена» настолько мала, что, когда одна из актрис делает порывистое движение у ее края, она задевает мое левое плечо. В «зрительном зале» – человек 70; ни настоящей сцены, ни декораций нет. Спектакль завершается при свечах. Актрисы задувают свечи. Спектакль окончен, в зал возвращается свет и «национальный психоз» – перманентное состояние сегодняшней Беларуси: страны, по числу полицейских на душу населения превосходящей любое другое государство мира, охваченной ощущением, что никто на свете не знает даже, где она находится». Жанр – драма Продолжительность – 1 час 10 мин
Пт 27 (черный зал, в 21.00)

Наталья Мошина
ТЕХНИКА ДЫХАНИЯ В БЕЗВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Режиссер Владимир Щербань Помощник режиссера Мария Вавохина Артисты Алексей Размахов, Яна Русакевич, Анна Соломянская, Павел Родак-Городницкий, Денис Тарасенко Продюсеры Николай Халезин, Наталья Коляда Премьера состоялась 19 декабря 2005 года Пьеса уфимского драматурга Наталии Мошиной «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» получила 3-й приз на I Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр» (Минск, Белоруссия). Жанр – драма Продолжительность – 1 час 10 мин

Сб 28 (черный зал, в 19.00)

Павел Пряжко, Павел Рассолько, Константин Стешик
МЫ. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ


Режиссер Владимир Щербань Помощник режиссера Мария Вавохина Артисты Яна Русакевич, Павел Родак-Городницкий, Олег Сидорчик, Денис Тарасенко Продюсеры Николай Халезин, Наталья Коляда Премьера состоялась 26 октября 2005 года Спектакль был рожден из текстов, присланных на конкурс коротких пьес «Мы» на тему белорусской самоидентификации. О спектакле писали ведущие белорусские издания. «Мы. Самоидентификация» в постановке «Свободного театра» высоко оценили ведущие латышские средства массовой информации после гастролей театра на сцене Нового театра Риги в октябре 2005 года. Спектакль приглашен для участия в Театральном бьеннале современной пьесы, который пройдет в Висбадене (Германия) в июле 2006 года. Владимир Щербань, режиссер: «Каждый человек хочет честного разговора. Пусть это даже будет художественный перебор, но он будет без условностей. Сегодня, когда у людей в распоряжении есть интернет, говорить намеками – глупо. А сегодняшний белорусский театр похож на старую деву, которая строит гримасы, подмигивает и флиртует, хотя уже давно впала в старческий маразм. Сейчас новый белорусский театр, впервые за долгие годы, нащупывает свою тему. Пока этот театр виртуален и его как бы нет, но я уверен, что скоро он станет абсолютно реальным. Сейчас главную роль в нем играет новая белорусская драматургия, но, думаю, что она спровоцирует режиссуру и откроет новые актерские таланты. То есть, произойдет реформация системы». Жанр – драма Продолжительность – 1 час
Сб 28 (кафе на 4-ом этаже, в 21.00)

концерт панк-рок-группы
«ТАРПАЧ»


Минская альтернативная панк-рок-группа «Тарпач» взяла гран-при на престижном конкурсе «БАСовище» в Польше в 2004 году. Группу отличают политизированные, конфликтные, острые тексты на белорусском языке, жесткий звук и яркий сценическая манера фронт-вумен Светланы Сугако. Датой рождения группы Тарпач считается 6 апреля 2002 года - в этот день был отыгран первый концерт (клуб «NC», г. Минск). Сегодня команда выступает в составе: Сугако Светалана (вокал, текст), Остапук Дмитрий (гитара, бек-вокал, текст), Макаров Андрей (гитара), Евременко Алексей (барабаны). В июле 2004 года Тарпач во второй раз попробовал свои силы на фестивале «БАСовище». Взяв главный приз (80 часов записи на студии Rembrandt, Польша), возвращаться на родину было гораздо приятнее. Тарпач был занесен в список участников знаменитого концерта «Рок пасля вакацый» (по политическим мотивам за день до концерта его отменили). В июле 2005 года музыканты выпустили свой первый альбом «Усе будзе». Весной 2005 группа Тарпач приняла участие в проекте «Музычна партызанка», организатором которого стало польское телевидение. В рамках этого проекта «Тарпач» совместно с группами Сьцяна (Беларусь), Сидарта (Польша) и Флит (Украина) сыграли концерты в пяти городах Польши и трех городах Белоруссии. В 2006 году планируется выход документального фильма «Музычна партызанка». Осенью состоялось несколько концертов по городам Белоруссии и начались съемки клипа на песню «Радыяцыя». Информацию о группе Тарпач можно найти по следующим ссылкам: http://www.zvuki.ru/A/P/52608 http://www.music.tut.by/st/i_tarpach.shtml http://www.mi.by/articles/index.php?t=6&id=145 Сайт «Свободного театра» - www.dramaturg.org
Вход свободный, по приглашениям. Заказ приглашений: 363-10-79 или rudnev@meyerhold.ru

Друзья! К этому событию - особое внимание. Нужна поддержка любая - информационная, зрительская. Приходите сами и приводите своих друзей. Это действительно интересно и необычно. Люди делают театр в нетеатральной стране.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments