pavelrudnev (pavelrudnev) wrote,
pavelrudnev
pavelrudnev

Categories:

"Самое важное" по роману Михаила Шишкина, Мастерская П. Фоменко, реж. Евгений Каменькович

Он мне показался слишком захваленным. Шел как на безусловный шедевр, оказалось: хороший крепкий спектакль, для Мастерской Фоменко вобщем-то поворотный, революционный. Ощущение, что репетировали годы: сложнейшая режиссерская композиция - наложения, перемены света, мест действия, видеопроекции, прихотливый монтаж сцен. Режиссерская скрутка, каркас - самое сильное здесь. Есть в этой сложности особая прелесть и особый отпор неким упрощающим тенденциям в современном театре. В сущности Каменькович создает вполне адекватную форму для литературной сложности и надстроек Михаила Шишкина, он создает форму современного зрелища "в тон" современной литературе, даже не пытающейся что-либо "объяснять", что-либо "разжевывать". Такая форма интеллектуального потока, неразделенного, смешанного, "неразобранного". Режиссура хаоса.
Чисто физически высидеть очень тяжело - четыре часа напряжения. В этом смысле нам Каменькович никак не помогает понять сложную прозу и, я бы сказал, не следит за ритмом и зрительским восприятием, которое начинает на четвертом часу "мерцать" и "отключаться". Но, к слову, я всегда выберу такой сложный театр, чем другой упрощенный. Каменькович ставит перед труппой, перед театром, перед зрителем сложнейшую эстетическую задачу. Задачу с сотней неизвестных. И с великолепным напряжением, натяжением структуры спектакля. Этот спектакль натянут как струна гитары - и звучит хорошо, а при случае порезать палец может. На такой струне играть можно только пальцами, обмотанными изолентой. По сложности композиции и вот этому "натяжению ткани" спектакля хочется даже сравнить его со сложностью Варликовского. Многослойная подвижная структура - очень театральный воздух в спектакле. И ощущение работы, многомесячной кропотливой работы почти студенческого, "образовательного" характера. Мастерская сменила темперамент, доказав, что она именно "мастерская". И это - экзамен на "бакалаврат". После "Самого важного" ощущение, что труппа готова на большее, еще большее, вперед.

И лучше всех Кутеповы: Ксения в самом финале, где противная учителка превращается в мать, духовного лидера, показывающего из своего "далека" то, что есть "самое важное". Там звучат пронзительные ноты: "Нет, вы любили меня. Просто этого не знали". Это все - в изумительно нежной интонации. С выходом в космос. И Полина Кутепова - в роли Царевны-Лягушки. Вообще у Каменьковича через тему Рима появляется удивительная апология классики, классичности. С одной стороны - через античную пластику, через барочную музыку, через виды Вечного города - современный человек как бы уравнивает себя с космосом, с вселенской гармонией, дорастает до нее. И, пожалуй, это и есть философия спектакля.
Но с другой стороны, у Каменьковича есть не слишком приятное для меня допущение/упущение. Мир швейцарской полиции, который Шишкин фиксирует документально в романе, - сделан Каменьковичем пародийно, на грани фарса. Как бы неправдопободно, этот мир лишен натурализма и полон иронии. Так, где у Шишкина - эксперимент, у Каменьковича - пародия на современность. Отношения Толмача с Изольдой тоже полны скрытой пародии, порождают чувство неестественности отношений. Одним словом, у Каменькович ценностным рядом обладает только мир истории, мир прошлого, мир дневника Изабеллы. Только такой мир правилен, только этот мир не подвержен коррозии. Ценностный мир. Остальные - фальшивые. У нас опять все лучшее - в прошлом. Вот это, пожалуй, спектакль портит, кренит.

Очень хорошо, что Мадлен Джабраилова сыграла наконец настоящую главную роль. Хотя нельзя сказать сказать, что это роль ее и "по ней". Не хватает фирменной джабраиловской иронии, комизма, мелкой комедийной пластики. Эта роль для Мадлен чересчур пафосна и серьезна. Непросто взять и поменять амлпуа субретки на амплуа героини. Прекрасная Кашковская. Иван Верховых в роли Толмача монотонен и факультативен: не хватает запоминающейся характерности. Совершенно не стали ударными и заметными в спектакле письма к Навуходонозавру - которые в романе заметны и ярки. Тут явно что-то не получилось - этот сегмент сложной композиции мягок.

А вообще, высидеть надо. Слава богу, хоть кто-то в театре заставляет думать. И хоть кто-то прерывает заколдованный репертуарный круг одних и тех же опостылевших названий. Хоть кто-то принуждает зрителя слушать новый, неведомый текст. Слава богу, что Каменькович пошел на этот почти неоправданный риск. Вот бы после такого успеха, Шишкин написал бы пьесу для театра - честно говоря, порою кажется, что вся беда только в этом - что наши лучшие прозаики с театром совсем не работают.

Subscribe

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • "ЗАТО" Даны Сидерос, реж. Юрий Алесин, Новокузнецкий театр драмы

    На видео посмотрел новокузнецкий спектакль "ЗАТО" - он оформился, встал на ноги после нашей лаборатории "Трансформация мифа", где драматурги вместе…

  • На полшишечки

    Население в большинстве своем имитирует ношение масок. Имитирующие трудовую деятельность орды охранников имитируют процесс проверки, меланхолически…

  • Старт Ап

    В блоге для начинающих критиков "Старт Ап" СТД РФ - новая публикация. Анастасия Жукова пишет о спектакле «День отдыха» Валентина Катаева,…