Если бы наши общественные организации были образованнее и умнее, то фигура Леопольда Сулержицкого могла бы стать светлой иконой какого-нибудь анархического, филантропического или пацифистского общества, уже не говоря о том, что он мог бы быть политическим кумиром наших шестидесятников. Я совершенно серьезно: если бы в России было чуть более цельным социальное протестное движение, то кого как не Сулера выводить на знамена политической борьбы. Он ничем не хуже Солженицына и Лимонова и совсем не хуже Че Гевары. А даже в сотню раз лучше. Его судьба доказывает, что есть у нас в России светлый, ничем не омраченный образ социалиста и борца за общие идеи. Шутка ли - перевести морем пять тысяч духоборов, вырвать из рук православной миссии. Шутка ли - незабвенно любить Толстого и толстовство. Отец Сулержицкого стоит перед ним на коленях в застенке, куда бросили Сулера за отказ от военной службы, и умоляет пойти служить в армию, а Сулер непреклонен. Шутка ли - знаменитое письмо солдатика из Кушки, где служил Сулержицкий без необходимости брать оружие в руки: "Братишка, без тебя мы здесь все озверели!". Шутка ли - духовная поддержка Станиславского, Вахтангова, студий МХТ; Сулержицкий, наверное, единственный из круга этих театральных безумцев - не из театральной среды; а все равно прикипел к лабораториям Художественного театра как к последнему оплоту гуманизма и нравственности в мире развращенного модерна и раскаленного опасного военного времени. Гуманист, филантроп, бессеребренник - и при этом анархист, кропоткинец, антигосударственник, певец общественнополезного труда.
Это - серьезно. А дальше - из трагикомичного. Вот благодаря atrey и
everstti_rymin выложилась в ЖЖ картина пролетарского художника Шегаля, который в конце 1930-х рисует бегство Керенского из Зимнего дворца, явно наслаждаясь прощальным сиянием буржуазного быта. Вот, глядучи на это, я подумал, что Керенский мог быть тоже стать иконой современной травести-культуры. Смотрите, какой красавец справа.
P.S. Исторический комментарий от