В командировке прочел книгу памяти критика Вадима Михалёва, любовно изданной журналом "Театральная жизнь". В ней две центральных публикации: расшифрованные по видеозаписи роскошные, интеллектуально и эмоционально насыщенные лекции Михалёва "Определение искусства" и "Определение кино как искусства", сделанные в Мастерской Митты. Одна мысль понравилась мне больше всех:
"[В эпоху братьев Люмьер французский психолог Лебон] определил искусство как общение. Это был первый человек, который дал искусству определение, как форме человеческого общения. Это не случайно возникло именно в то время, не только потому, что появился первый вид искусства, который Вальтер Беньямин справедливо назовет потом масс-медиа, массовой средой общения - как раз кинематограф. Определение появляется потому, что именно на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, распад социального и культурного единства привел к тому, что Камю потом назовет одиноким, атомарным, отчужденным существованием человека. Это была та пора, когда совершенно было ясно, что индивидуум потерял базу, он потерял основу того, что называется человечеством. Человек почувствовал себя автономной единицей, одиноким атомом. И прежде всего это произошло из-за того, что человечество столкнулось с атеизмом - болезнью для одним, счастьем для других. Это привело к тому, что пять главных религиозных центров, ранее обеспечивавших единение человека, по сути дела стали находиться под подозрением. Эти ползучие атеистические тенденции привели к тому, что человечество начало метаться, начался его распад, потеря социального взаимопонимания. Вот в это время появляется определение искусства как общения".